ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Беседа с адвокатом о семейном капитале
Литературная звезда 1920-х: новый виртуальный ресурс

Мозаика художественной жизни Беларуси: по материалам белорусских газет 1917–1922 гг. Часть 1

Мозаика художественной жизни Беларуси: по материалам белорусских газет 1917–1922 гг. Часть 1
Другие новости

...много кубизма, футуризма, много надуманности и надломленности,
но очень мало жизни, очень мало действительно
революционного красочного, современного.
Художественная выставка в Минске.
Звезда, 1921, 20 сент., с. 4.

Октябрьская революция всколыхнула общественную жизнь, активизировала деятельность людей в различных сферах. Усилился интерес к искусству и культуре – он становился все более массовым. Возникали профессиональные союзы, общественные организации. Учреждались государственные органы, которые курировали искусство. Под их эгидой проводились выставки, лекции об искусстве, конкурсы, открывались студии, где обучали любителей и будущих художников, скульпторов, декораторов и т. д. Становление многих мастеров искусства Беларуси пришлось на эти годы. Многие из них плодотворно работали на ниве национального искусства, другие же проявили себя за рубежом – в России, Европе, США.

Выделим несколько направлений развития художественного искусства Беларуси, отраженных в статьях и заметках белорусских газет периода 1917–1922 гг. (Иные темы освещены в новостях на портале Национальной библиотеки Беларуси, созданных в рамках мероприятий по продвижению проекта «Свидетели эпохи: Беларусь на страницах газет 100-летней давности»).

Создание профессиональных союзов и общественных организаций

В эти годы возникали профессиональные союзы, которые ставили своей целью не только объединение мастеров, но и распространение знаний – установление диалога между теми, кто проповедовал «новое искусство» и «новым зрителем».

В конце 1917 г. на странице газеты «Голос народа» сообщалось, что «26 декабря в г. Гомеле сорганизовалось общество изящных искусств, куда вошли известные художественные[,] литературные и музыкальные силы. Почин в этом деле взял на себя известный художественный кружок. В ближайшем будущем предложено устраивать целый ряд художественных вечеров <…>. Надо полагать, что вечера эти будут представлять собою не банальные любительские концерты и спектакли, а вечера истинного искусства. <…> Запись в члены о[бщест]-ва производится в редакции «Голос народа»[,] комната № 3» [1].

В ноябре 1918 г. в обществе художников Смоленска обсуждался вопрос о создании профессионального союза [3].

Газета Красное знамя сообщала в августе 1920 г. от имени секции изобразительных искусств при внешкольном подотделе Отдела народного образования, что 28-го июля сего года состоялось собрание всех местных художников в числе 18-ти человек, которые организовались в союз и выбрали временную комиссию из 5-ти человек для профессиональных и культурных работ. В состав комиссии входят художники: т.т [товарищи] Залкинд, Яхимович, Коткин, Кадушин и Шер. Все решения временной комиссии должны быть представлены на рассмотрение и утверждение Коллегии секции изобразительных искусств при внешкольном подотделе Отдела народного образования. В состав коллегии входят художники: т.т. Лабас, Бернард и Галович. Заведующий и председатель Коллегии т. Галович» [18].

В декабре 1922 г. в Минске обсуждался вопрос о дальнейшей работе  профессионального союза работников искусств, недавно разъединенного с Союзом работников образования (об этом сообщила газета «Савецкая Беларусь»). Минский союз насчитывал более 500 членов [24]. На ближайшее время «намечан план барацьбы з прафэсыянальнай несьвядомасьцю. Таксама намечан шэраг публічных дыспутаў па пытаньнях мастацтва» [25]. Также запланирована конференция, «якая павінна канчаткова замацаваць самастойнае арганізаванае істнаваньне працаўнікоў мастацтва і адзначыць шлях далейшага будаўніцтва саюзу» [26].

Открытие образовательных учреждений, мастерских, студий

Важным направлением становления молодого государства являлась образовательная сфера, в том числе в области искусства.

В газете «Советская правда» за 5 янв. 1918 г. сообщалось о предстоящем открытии при театральном подотделе – училища живописи, рисования, скульптуры и всех видов прикладного искусства [2].

Первое на территории Беларуси государственное художественное учреждение педагогического профиля было создано в Витебске по инициативе тогдашнего уполномоченного Коллегии по делам искусств Витебской губернии М. Шагала.

Марк Шагал (1887–1985) – российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. В 1917 г. художник с семьёй возвратился из Петрограда в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 г. М. Шагалом было открыто Витебское художественное училище. В 1920 г. переехал в Москву.
Казимир Малеевич (1879–1935) – российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ, основоположник супрематизма – одного из крупнейших направлений абстракционизма. В ноябре 1919 г. художник переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял М. Шагал. К 1920 г. вокруг художника сложилась группа преданных учеников – УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). В июне 1922 г. художник переехал в Петроград.

На сайте Музея истории Витебского народного художественного училища сообщается, что официальное открытие состоялось 9 февраля 2018 г. и первоначально размещалось в здании по улице Марка Шагала, 5а (1918–1923 гг.).tk_1.jpg

В декабре 1918 г. в газете «Витебский листок» было опубликовано объявление о приглашении желающих в качестве натурщиков для позирования в мастерские художественного училища [4].

В начале следующего года было опубликовано «Обязательное постановление № 2 «О концентрации декоративных и живописно-малярных работ в коммунальной мастерской при Витебском народном художественном училище» [6]. В этом же номере газеты сообщалось о собрании записавшихся в художественную мастерскую училища, руководителем которой являлся М. Шагал [5]. О деятельности училища сообщалось и в номере за 16 авг. 1919 г. газеты «Известия Витебского губернского исполнительного комитета Советов ученических депутатов» [15; 16]. Училище под разными названиями существовало до 1941 г. Здесь, кроме М. Шагала, преподавал К. Малевич и многие другие известные художники.

Образовательное учреждение было организовано и в Велиже (Смоленская область): на 20 февр. 1919 г. здесь было запланировано открытие народной художественной школы (начального народного художественного училища) [7; 8].

Открывались мастерские и студии.

В Обществе художников Смоленска в ноябре 1918 г. поднимался вопрос об открытии при нем декоративной мастерской [3].

В марте 1919 г. газета «Витебский листок» опубликовала «Постановлением губ<ернской> Коллегии по делам искусств от 5 марта с[его].г[ода].», в котором сообщалось, что «коммунальная мастерская, состоящая в ведении подотдела изобразительных искусств, реорганизуется в государственную художественно-декоративную мастерскую согласно положениям, выработанным подотделом изобразительных искусств» [9]. Постановление было подписано uубернским уполномоченным по делам искусств – Марком Шагалом.

В Бобруйске Отдел изобраз[ительных]. искусств открыл «портретную мастерскую для писания портретов революционных деятелей» [12].

В Минске в 1921 г., по сообщению БЕЛРОСТА, Подотдел изобразительного искусства одновременно с открытием 1-й художественной выставки планировал открыть «“1-ю художественную студию”, работы по оборудованию которой до сих пор тормозились различными техническими причинами» [20].

Белорусское телеграфное агентство

Известный художник М. Филиппович в 1922 г. открыл свою студию для обучения всех желающих: «<…> малады талентны беларускі мастак Міхась Філіповіч – адчыняе мастацка[-]малярскую студыю. Заняткі маюць пачацца 27 лістапада і будуць адбывацца ў будынку Беларускага Пэдтэхнікуму (Захараўская вул., б. Рэальн[ая]. школа). Запіс прымаецца ў канцэлярыі Пэдтэхнікуму ад 1 да 3 гада, штодзённа» [23].

Организация и проведение выставок

В эти годы продолжалась манифестация нового искусства на многочисленных выставках.

Первые государственные выставки были организованы в Витебске, Бобруйске, Минске.  

В Витебске и Бобруйске художественные выставки при поддержке государства прошли в 1919 г.

«Витебский подотдел изобразительных искусств, приступая к устройству 1-й государственной художественной выставки в г. Витебске, просит т.т.[оварищей]. художников заявления о желании участвовать на выставке доставить по адресу: Витебск, Бухаринская ул., д. № 10, Подъотдел изобразительных искусств. В заявлении необходимо указать количество выставленных произведений, а относительно картин, – их размеров и квадр[атных]. аршин. Выставка без жюри. Расход по перевозке картин из других городов принимается за счет Витебского подъотдела изобразительных искусств. Открытие предполагается в конце апреля с[его]. г[ода]. Губернский уполномоченный по делам искусств и заведующий подотделом (подпись)» [10].

Вероятно, выставка состоялась осенью, по крайней мере, в рамках ее мероприятий в ноябрьском номере газеты была анонсирована лекция знаменитого мастера авангарда Казимира Малевича [17].

В одном из майских номеров газеты «Коммунист» за 1919 г. сообщалось о продолжении подготовки государственной художественной выставки в Бобруйске и переносе ее открытия на 15 июня [11].

tk_2.jpgВ начале июня в газете «Звезда» также был опубликован анонс этой выставки: «15 июня открывается в Бобруйске выставка произведений ремесленников, художников, а также и выставка детского творчества. В связи с приездом Минского отдела изобразительных искусств выставка обогащается новыми экспонатами, произведениями сотрудников отдела изобразительных искусств. Изготовляются агитационные плакаты для города и железнодорожных станций. Изготовлены эскизы агитационных плакатов, предназначенных для фронта» [12].

Выставка получила большой резонанс – в газете «Коммунист» по итогам мероприятия сообщалось о высокой посещаемости и большом интересе со стороны широких масс трудящихся [14].

В Минске Первая государственная художественная выставка состоялась в 1921 г.

tk_3.jpg

В начале апреля 1921-го года газета «Звезда» сообщила о ее подготовке и скором открытии: «Во второй половине апреля, в Минске будет открыта «1-я Художественная выставка п[од]отдела Изо», на которой будут выставлены художественные произведения местных художников. На выставке предполагается чтение специальных лекций по вопросам искусства. Все художники, желающие выставить свои произведения, как-то: картины, этюды, портреты, рисунки, акварели, иллюстрации, скульптуру, художественные вышивки, разные изделия и пр., приглашаются сдавать их, под квитанцию, дежурному приемщику, который будет принимать их ежедневно <…>. Отдел искусств, идя навстречу желанию художников – выставить свои произведения в надлеж ащем виде, т.е. в рамах, в паспорту, остекленении и т.д. – ассигнует необходимую для этого сумму. На выставке будут представлены образцы старой живописи «Музеем Отдела охраны памятников искусства и старины. <…> (БЕЛРОСТ)» [20].

tk_4.jpgИнтересно то, что государство запланировало средства на надлежащее оформление принимаемых на выставку  работ.

Открытие, однако, состоялось лишь через несколько месяцев, в сентябре. В статье «Художественная выставка» в газете «Звезда» от 20 сентября сообщалось: «в Минске открылась выставка из произведений местных художников. Открытие выставки вполне своевременно. Уже давно ощущается острая необходимость собрать и систематизировать результаты деятельности наших художников и скульпторов. С этой точки зрения выставку можно только приветствовать. К сожалению, внутреннее содержание выставки убого. На общем сером фоне выделяются картины отдельных даровитых авторов, как Кругера, Полозова, Елисеева. На выставке много кубизма, футуризма, много надуманности, надломленности, но очень мало жизни, очень мало действительно революционного красочного, современного. Кроме того выставка бедна и численно. Не может быть, чтобы несколько десятков полотен и 2–3 скульптуры отражали всю художественную жизнь Белоруссии» [22].tk_5.jpg

Кругер Яков Маркович (1869–1940), белорусский советский художник, педагог; заслуженный деятель искусств Белорусской ССР; член Всебелорусского объединения художников. В 1906 г в Минске открыл «Рисовальную школу художника Кругера», среди его учеников – известный художник Михаил Кикоин и Хаим Сутин, один из крупнейших представителей «Парижской школы».
Полозов Дмитрий Николаевич (1892–1961), советский художник.

Еще один участник выставки, М. Филиппович (1896–1947), в будущем известный художник, написал к этой выставке картину «Белоруска». Еще одна его работа этих годов – «На Купалле».

tk_6.jpgДля выставки был издан «Каталог 1-ой художественн ой выставки подотдела «ИЗО» художественного отдела Главполитпросвета ССРБ» – в виде книжечки небольшого формата с краткой информацией о выставке: именами художников и названиями их работ [19]. (В фонде Национальной библиотеки хранится экземпляр этого каталога).

Иллюстраций в каталоге нет по понятным причинам. Всего в нем перечислены имена 33 художников и названия 365 произведений. А в выше приведенной статье говорится, что на выставке показано всего несколько десятков.

В эти годы проводились и другие выставки, как в Минске, так и в других белорусских городах.

В 1919 г. в Витебске планировалась первая выставка Народного художественного училища [13].

В 1921-м году в Минске состоялась «художественная выставка работ красноармейцев», приуроченная к празднованию 1 мая [21].

Выставки были тем местом, где встречались мастера живописи, графики, скульптуры со своими зрителями, где проверялась самая суть нового искусства и готовность зрителя к его восприятию.

Художественная жизнь бурлила.


Материал опубликован в двух частях. Читайте также часть 2.

Список цитированных источников:

  1. Общество изящных искусств // Голос народа. – 1917. – 29 дек. – С. 4.
  2. Театральный подотдел : [объявление] // Советская правда. – 1918. – 5 янв. – С. 2. – (Приложение). – О предстоящем открытии при театральном подотделе училища живописи, рисования, скульптуры и всех видов прикладного искусства.
  3. Местная хроника. В Смоленском обществе художников // Звезда. – 1918. – 27 нояб. – С. 4.
  4. К открытию художеств<енного> училища // Витебский листок. – 1918. – 18 дек. – С. 3.
  5. К открытию живописной мастерской // Витебский листок. – 1919. – 12 янв. – С. 4.
  6. Обязательное постановление № 2 (О концентрации декоративных и живописно-малярных работ в коммунальной мастерской при Витебском Народном Художественном училище) // Витебский листок. – 1919. – 12 янв. – С. 4.
  7. Художеств<енное> училище в Велиже // Витебский листок. – 1919. – 18 февр. – С. 4. – В Велиже открывается начальное народное художественное училище.
  8. Художествен<ная> школа в Велиже // Витебский листок. – 1919. – 22 февр. – С. 3. – Об открытии 20 февраля народной художественной школы в Велиже.
  9. Шагал, М. Государственная художественная мастерская / М. Шагал // Витебский листок. – 1919. – 7 марта. – С. 3.
  10. Витебский подъотдел Изобразительных Искусств // Звезда. – 1919. – 29 марта. – С. 4. – О подготовке 1-й государственной художественной выставке в Витебске.
  11. Бобруйск. К открытию выставки // Коммунист. – 1919. – 22 мая. – С. 2. – О переносе открытия художественной выставки на 15 июня для дальнейшей подготовки.
  12. Бобруйские письма. Отдел изобразительных искусств // Звезда. – 1919. – 5 июня. – С. 3.
  13. Открытие первой выставки Народного Художественного училища // Известия Витебского губернского исполнительного комитета Советов ученических депутатов. – 1919. – 7 июля. – С. 16.
  14. Бобруйск. Итоги государственной художественной выставки // Коммунист. – 1919. – 25 июля. – С. 3.
  15. Шагал, М. О Витебском Народном Художественном Училище / М. Шагал // Известия Витебского губернского исполнительного комитета Советов ученических депутатов. –  1919. – 16 авг. – С. 7–8.
  16. Из деятельности Народного Художественного училища // Известия Витебского губернского исполнительного комитета Советов ученических депутатов. – 1919. – 16 авг. – С. 11.
  17. Лекция художника Малевича // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – 15 нояб. – С. 4.
  18. Галович. [Секция изобразительных искусств] / Галович // Красное знамя. – 1920. – 4 авг. – С. 4.
  19. Каталог 1-ой художественной выставки подотдела «ИЗО» художественного отдела Главполитпросвета ССРБ, сентябрь 1921 года. – Минск : [б. и., 1921]. – 23 с.
  20. Художественная выставка // Звезда. – 1921. – 5 апр. – С. 4.
  21. Художественная выставка // Звезда. – 1921. – 27 апр. – С. 4. – О художественной выставке работ красноармейцев, приуроченной к празднованию 1 мая.
  22. Художественная выставка в Минске // Звезда. – 1921. – 20 сент. – С. 4.
  23. Тэатр і мастацтва. Мастацка-малярская студыя // Савецкая Беларусь. – 1922. – 23 лістап. – С. 3.
  24. У саюзе працаўнікоў мастацтва. Агульнае становішча працаўнікоў мастацтва // Савецкая Беларусь. – 1922. – 1 снеж. – С. 3.
  25. У саюзе працаўнікоў мастацтва. Культурна-асьветная праца  // Савецкая Беларусь. – 1922. – 1 снеж. – С. 3.
  26. У саюзе працаўнікоў мастацтва. Канферэнцыя // Савецкая Беларусь. – 1922. – 1 снеж. – С. 3.

Источники иллюстраций

  1. Дробов, Л. Н. Живопись Советской Белоруссии (1917–1975 гг.) / Л. Н. Дробов ; под ред. А. С. Лиса. – Минск : Вышэйш. шк., 1979. – 302 с., [22] л.
  2. Янка Купала ў творчасці мастакоў [выяўленчы матэрыял] = Янка Купала в творчестве художников : [жывапіс, графіка, скульптура : альбом / аўтар тэксту і складальнік Ю. А. Карачун]. – Мінск : Беларусь, 1982. – [52] л.
  3. Міхаіл Пятровіч Станюта, 1881–1974 [выяўленчы матэрыял] : [буклет] / [мастак] М. П. Станюта. – [Б. м. : б. в., 2004]. – 1 л. (складзены ўтрая).
  4. Борозна, М. Г. Белорусская живопись 1920–1970-х годов / Михаил Борозна ; Белорус. гос. акад. искусств. – Минск : БГАИ, 2006. – 191 с.
  5. Філіповіч, М. М. На Купалле, 1921–1922 гг. [Выяўленчы матэрыял] = Kupalle holiday, 1921–1922 гг.: [паштоўка / мастак] Філіповіч Міхаіл Мацвеевіч ; Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь ; РУП «Белпошта» ; афармленне ТАА «Мой лёс». – [Мінск] : Белпошта, 2015 (Бабруйская ўзбуйненая друкарня імя А. Ц. Непагодзіна). – 1 л. 
Список иллюстраций

  1. Здание Витебского народного художественного училища.
  2. Я. Кругер. Портрет дочери Софии, нач. 1910-х гг.
  3. Д. Полозов. Портрет Янки Купалы, 1923 г.
  4. М. Филиппович. Белоруска, 1921 г.
  5. М. Филиппович. На Купалле, 1921–1922 гг.
  6. Каталог выставки

Л.Г. Тупчиенко-Кадырова, кандидат исторических наук,
ведущий библиограф информационно-аналитического отдела
Национальной библиотеки Беларуси

Новости

Взгляд в вечность

23 Апр 2024

Юбилейная книжная выставка «Взгляд в вечность», посвящённая 90-летию со дня рождения белорусского ученого и литературоведа Владимира Михайловича Конана (1934–2011), проходит с 23 апреля по 20 мая в зале белорусской литературы (пом. 205).

Книжные выставки

Разведывательная операция «Библиотека»

23 Апр 2024

16–18 апреля состоялось 10 библиографических уроков по патриотическому воспитанию для учащихся 7-11-х классов средних школ №№ 24, 53, 62. 114. 153 и гимназия № 11 г. Минска из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Узнавайте Беларусь вместе с нами: Пинск и тюльпановые поля

22 Апр 2024

Работники Национальной библиотеки Беларуси 21 апреля посетили один из древнейших городов Беларуси – Пинск. Он является вторым городом по числу сохранившихся памятников архитектуры в Беларуси.      

Новости Национальной библиотеки Беларуси

22–28 апреля 1944 года. 19 недель до Освобождения

23 Апр 2024

Великой Отечественной войне посвящается новый проект Национальной библиотеки Беларуси – «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Еженедельно с января по август 2024 года на портале Национальной библиотеки публикуются материалы из газет Советской Беларуси 1944 года, отражающие хронику новостей и событий того времени.

Проект «Газетные строки читая сердцем. К 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»


Библиотекарям