ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Прогулка в «Книжном лабиринте»
В канун 50-летия Первомайского района награды за профессионализм вручили сотрудникам библиотеки

Как стихи становятся песней: «Город золотой» Бориса Гребенщикова

Как стихи становятся песней: «Город золотой» Бориса Гребенщикова
Другие новости

«Город золотой» – одна из самых красивых и известных композиций группы «Аквариум», и сегодня уже мало кто задумывается, что Борис Гребенщиков – не автор и даже не первый ее исполнитель. Давайте вспомним, как создавалась знаменитая песня.

AV_rau.jpg

Музыка

Мелодия «Города», возможно, насчитывает несколько столетий, а может быть, она не старше, чем БГ. Впервые в СССР ее услышали в начале 70-х в сборнике «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Канцону – так называлось произведение – приписывали итальянскому композитору XVI столетия Франческо Канова да Милано. Но в сочинениях самого музыканта этой вещи не было, и тогда исследователи решили, что перед ними фальсификация, а настоящий автор мелодии, Владимир Вавилов, поставил чужое имя только для того, чтобы его композицию услышали.

По другой версии канцона входит в музыкальный сборник, составленный в XVI веке Пьетро Фалезе Младшим.

Слова

Анри Волохонский.jpg

Гораздо более прозрачна история текста. Нет сомнения в том, что слова «Города» написал Анри Волохонский – химик по образованию и поэт по призванию. Круг интересов этого человека был огромен. Среди его работ и сатирические пьесы, и перевод джойсовского «Улисса», и комментарии к книгам Бытия, Творения и Откровения Иоанна Богослова. Неудивительно, что с таким бэкграундом ему удалось всего в нескольких строках описать целый рай с садами и символическими животными евангелистов: «желтый огнегривый лев» (Марк), «вол, исполненный очей» (Лука) и «золотой орел небесный» (Иоанн). В этом ряду отсутствует четвертый символ – ангел, принадлежащий евангелисту Матфею. По-видимому, зашедший в город адресат лирического героя и есть персонализация этого ангела и, как следствие, полноценный житель рая.

Рай

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной.

А в городе том сад,
Всё травы да цветы.
Гуляют там животные
Невиданной красы.

Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое – вол, исполненный очей.
Третье – золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…

А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.

Кто любит – тот люби́м.
Кто светел – тот и свят.
Пускай ведёт звезда твоя
Доро́гой в дивный сад.

Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол, преисполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…

1972

В кругах людей, знавших Анри Волохонского, бытует красивая легенда о том, что стихотворение «Рай» (так изначально назывался текст) было написано в мансарде художника Бориса Аксельрода. В этот период Аксельрод получил заказ на панно «Райский сад на земле», и по всей квартире были развешаны и разложены эскизы зверей «невиданной красы», а смальта, изображавшая голубое небо, лежала в подвале. Одним из помощников художника был Анри Волохонский.

gorod_zolotoj.jpg

Исполнители

Первым, кто спел «Город золотой», стал Алексей Хвостенко (Хвост), позже композицию услышала Елена Камбурова и, сильно переработав, тоже взяла песню на вооружение (в ее версии «голубое небо» превратилось в «голубую твердь»). И только в 1984 году на одном из концертов зрители услышали «Город» в исполнении Гребенщикова.

hvost_kambyrova.jpg

В варианте БГ есть одно существенное изменение, более важное для смысла, чем вариации Камбуровой. «Рай» Волохонского начинается со слов «Над небом голубым...», и речь действительно идет об Эдеме. Гребенщиков исправил предлог, – и вот уже рай перемещается под голубое небо. Изначально это было ошибкой, но со временем редакция закрепилась и обрела свою трактовку:

«Я, не расслышав, пел “Под небом голубым”, а у него (Волохонского) – “Над небом голубым”. Принципиальная богословская разница, о которой мы тогда, в Париже, заспорили в четвертом часу ночи. Мы сравнивали наши версии. Я ему говорю: “Как автор ты, естественно, обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай не обязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле”. По-моему, он оценил мою точку зрения».

Akvariym.jpg
Группа "Аквариум"

Некоторые исследователи также считают, что, изменив предлог, Гребенщиков вольно или невольно последовал за Пушкиным, у которого есть стихотворение, начинающееся со слов «Под небом голубым страны своей родной».

Мораль

Известность «Город золотой» приобрел после «Ассы» Сергея Соловьева. Песня стала символом группы «Аквариум», а вот про ее авторов как-то позабыли. Но Анри Волохонский никогда не предъявлял БГ претензий по этому поводу, а в одном из интервью признался, что благодарен музыканту за то, что тот сделал песню столь известной, в то время как его имя в стране было под запретом. Вот такое диссидентское братство. Да и в конце концов, какая разница, кто написал слова и музыку, главное, что «Город золотой» не канул в безвестность из-за репрессий по отношению к автору текста.

Анри Волохонский умер 8 апреля 2017 года в Германии.

Источник: Эксмо

Новости

В библиотеке отпраздновали самый мужественный день в году

24 Фев 2020

24 февраля в Национальной библиотеке Беларуси прошло «Джентльмен шоу» – мероприятие, посвященное празднованию Дня защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Виртуальный читальный зал НББ – юным исследователям

24 Фев 2020

21 февраля в средней школе № 68 г. Минска прошла IV открытая Республиканская очно-заочная научно-практическая конференция «На благо Родины и человека!» с международным участием.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

К 23 февраля: генеральный директор библиотеки стал гостем передачи «Арсенал»

24 Фев 2020

В эфире телеканала «ВоенТВ» генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Роман Мотульский ответил на вопросы ведущего о том, как выглядит война ХХI века, в чем причина исторических противоречий и как найти в меняющейся системе координат безопасности точки опоры.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций как часть обеспечения национальной безопасности страны

24 Фев 2020

С 24 февраля по 1 марта в зале правовой информации (пом. 207b) открыта книжная выставка «Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как часть обеспечения национальной безопасности страны»: к Единому республиканскому дню безопасности.

Книжные выставки

О Дне родного языка в библиотеке узнали зрители программы «Добрай раніцы, Беларусь!»

21 Фев 2020

В эфире телеканала «Беларусь 1» заместитель генерального директора Национальной библиотеки Беларуси Елена Долгополова рассказала о том, что подготовили сотрудники «алмаза знаний» к Международному дню родного языка.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111