ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Когда взятки не гладки: о проблеме коррупции
Без срока давности

Не унесенный глубоким течением

Не унесенный глубоким течением
Другие новости

К 100-летию писателя Ивана Шамякина вспоминаем лучшие экранизации его произведений.

Творческое наследие Ивана Шамякина обширно и многообразно. Безусловно, его «алмазные копи» – литературные произведения, которые смогут глубоко и кропотливо «разрабатывать» многие поколения. К сожалению, современная молодежь не горит желанием читать даже проверенные годами книги. Обратить на них внимание помогают экранизации. Благо к романам, повестям и рассказам Ивана Шамякина обращались наши лучшие режиссеры – Михаил Пташук, Вячеслав Никифоров, Игорь Добролюбов и другие. Чтобы сказать что-то важное о себе, времени, белорусском характере.

Кинематограф по произведениям Ивана Шамякина вполне укладывается и в нынешнюю гуманитарную систему ценностей, где человек и его идеалы – мера всех вещей. Это все тот же камерный неспешный рассказ о скрытых от посторонних глаз духовных поисках и нравственных потрясениях. Кинематограф «морального беспокойства», пристально вглядывающийся во внутренний мир человека с его страхами, надеждами и сюрпризами. Все те же «проклятые вопросы бытия», сформулированные в прозе Шамякина, побуждали режиссеров браться за экранизацию его произведений. Потому что писателя беспокоили те же темы, что и Юрия Трифонова или Генриха Бёлля. Его талант – общемирового масштаба.

В центре внимания Шамякина – наши современники, переживающие глубокий профессиональный и личный кризис, как главный герой его романа «Атланты и кариатиды» – лощеный и респектабельный архитектор Карнач. Кстати, сыгравший его актер Евгений Лазарев, переехав в 1990-е годы в США, сделал относительно неплохую карьеру в Голливуде и играл там не только «русских злодеев». Цепкость взгляда, целе­устремленность и гордая спина были продемонстрированы Лазаревым уже в «Атлантах и кариатидах». Зрители, а особенно зрительницы верили: такой мужик действительно может уйти от Аллы Ларионовой, сыгравшей в картине супругу Дашу. Фильм стал одной из первых успешных советских телесаг, приоткрывающих завесу над личной жизнью советских же людей.

Вполне логично, что среди героев Шамякина немало людей из прошлого, прошедших войну или сохранивших память о ней. На каком нерве Михаил Пташук снял фильм «Возьму твою боль» по одноименному роману Шамякина, в котором на первый план выходит история конфликта между деревенским водителем, потерявшим семью во время войны (его роль исполнил Владимир Гостюхин), и виновным в этом бывшим полицаем, который вернулся в родные места спустя 25 лет после отбытия наказания. В его образ вжился Иван Мацкевич, который даже спустя годы не мог говорить о картине спокойно. В интервью автору этих строк он рассказывал: «Когда Михаил Пташук взял меня на роль Шишки в фильм «Возьму твою боль», там нужно было играть и молодого, и старика, а мне было всего 33 года. Причем моей женой по сценарию была Стефания Станюта. Мне сделали очень хороший грим, но без Михаила Николаевича ничего бы не получилось…».

Тем не менее писали, что Шамякин картину не принял – слишком много оказалось в ней разночтений с литературным первоисточником. Что ж, ситуация вполне типичная. Например, Кен Кизи сразу менялся в лице, когда кто-то упоминал при нем фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Стивен Кинг в своей ненависти к «Сиянию» Стенли Кубрика доходил просто до исступления и большой неудачей считал выбор на главную роль Джека Николсона. Владимир Богомолов попросту закрыл фильм Витаутаса Жалакявичюса по своему роману «Момент истины», а из титров картины Михаила Пташука «В августе 44-го…» (вторая попытка экранизировать это произведение) снял свое имя.

Одна из лучших картин по Шамякину – драма «Эпилог» Игоря Добролюбова (явно недооцененная). В чем-то эта лента «рифмуется» с таким же упадническим и безысходным «Предсказанием» Эльдара Рязанова. Видим в кадре ту же неустроенность городских пейзажей, растерянность людей, ощущение подавленности и тупика. Не радость принесли героям «Предсказания» и «Эпилога» случившаяся в стране перестройка и 1990-е, а страх и растерянность. И это довольно интересный психологический феномен. С каким достоинством сыграли своих героев, белорусских интеллигентов, оказавшихся на обочине жизни, Валентин Белохвостик и Эдуард Горячий! Писатель, продающий на улице собственные книги с автографами, и художник, радующийся тому, что его картины купил западный коллекционер. А какие актеры заняты в «Эпилоге» в небольших ролях: Александр Ткаченок, Татьяна Мархель, Владимир Мищанчук, Август Милованов – сплошь народные да любимые!

Автор: Валентин Пепеляев
Источник: СБ – Беларусь сегодня

Новости

Услуги по реставрации бумажных документов в Национальной библиотеке Беларуси

19 Апр 2024

У каждой семьи есть своя история, воспоминания и рассказы старшего поколения о предках. А порой до нашего времени доходят и документальные свидетельства истории семьи, бережно хранимые и передаваемые из рук в руки. Время не щадит их, и далеко не всегда бумажные носители столь важной информации сохранены в неизменном виде. Бумага ветшает, окисляется, разрушается…

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Неповторимая предвоенная весна фельдшера Саши Трояновой и студента Петра Шапетовича

19 Апр 2024

16 апреля для учащихся 9-10 классов ГУО «Средняя школа № 53 г. Минска» состоялся новый библиографический урок «Неповторимая весна 1940» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

«Библионочь-2024» состоялась!

19 Апр 2024

Учились, шумели, веселились и креативили! Ежегодная акция в поддержку чтения «Библионочь» состоялась! Библионочь превратила пространство Национальной библиотеки Беларуси в Планету знаний, где тысячи любителей книги нашли для себя занятия по душе, получили массу позитивных эмоций и узнали много нового и интересного.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям