ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Тайны человеческого мозга
Путешествия по околицам прошлого

Из Сети – под обложку

Из Сети – под обложку
Другие новости

Обзор необычных книг, вышедших на основе популярных сетевых проектов.

Любое популярное произведение непременно будет выложено в интернете. Каждый успешный сетевой автор обязательно окажется опубликован на бумаге. Тем не менее выход книг на основе известных блогов или пабликов остается событием достаточно редким (если речь не идет просто об избранных постах под одной обложкой).


Софья Багдасарова «Омерзительное искусство. Юмор и хоррор в шедеврах живописи»

OmerzIskysstvo.jpg

Обычно от классической живописи ждут чего-нибудь утонченного, благородного, аристократического, но «шкодливый историк искусств» Софья Багдасарова в своем блоге показывает темную сторону высокой культуры. Трансвеститы, детоубийцы, каннибалы и другие сомнительные персонажи с завидной регулярностью появляются на полотнах великих мастеров. Дело вовсе не в извращенной фантазии художников – античная мифология, питавшая вдохновение и титанов Возрождения, и гениев прошлого столетия, полнится подобными историями.

Книга «Омерзительное искусство» рассказывает о древнегреческих сюжетах, воплотившихся в мировой живописи. Здесь и Ахилл, прикинувшийся девушкой, чтобы избежать призыва на Троянскую войну, и Зевс, принимающий невероятные обличья ради соблазнения очередной возлюбленной, и Тантал, угостивший богов изысканным блюдом из собственного сына. Одни знакомы каждому с детских лет, о других осведомлены только искушенные знатоки. Любые факты – от общеизвестных до эксклюзивных – Софья Багдасарова преподносит ярко, доступно, интересно. Главный секрет ее притягательности, конечно же, кроется в юморе. С улыбкой продираться через дебри похищений, отравлений и домогательств гораздо легче.

Вот только не все шутки в книге получились одинаково удачными. Чаще всего юмор строится на контрасте между древностью и современностью – автор то сетует на отсутствие навигатора у древнегреческих героев, то уличает дельфийского оракула в использовании капслока. Впрочем, большинство шуток вполне уместны и оправданы, а в некоторых случаях и вовсе стирается грань между оригинальной хохмой и нетривиальной философией: например, бог Крон назван первым борцом за женское равноправие – получив предсказание, что будет свергнут собственным сыном, он принялся пожирать всех своих детей вне зависимости от пола.

Рассказ об омерзительных сюжетах не ограничивается юмористическими пассажами. Каждая из многочисленных иллюстраций сопровождается лаконичным, но содержательным искусствоведческим комментарием. Здесь шутки оставляются в сторону и начинается серьезный разговор: технические приемы, исторический контекст… «Омерзительное искусство», ловко проскользнув между Сцилллой излишней развлекательности и Харибдой занудного академизма, позволяет весело провести время, а заодно узнать немало нового.


Сергей Зотов, Дильшат Харман, Михаил Майльзус «Страдающее Средневековье»

Srednevekovje.jpg

Несколько лет назад группа студентов исторического факультета Высшей школы экономики, желая разнообразить зубрежку медиевистики, снабдили средневековые миниатюры остроумными и вполне современными надписями. Локальная шутка довольно быстро обрела всероссийскую популярность. Количество подписчиков паблика «Страдающее Средневековье» достигло нескольких сотен тысяч, а самые креативные из их и сами начали создавать смешные картинки, пытаясь увидеть в непонятных образах прошлого что-то забавное и злободневное. Вирусное распространение возымело не только развлекательный, но и познавательный эффект. «Лайкая» полюбившиеся картинки, подписчики сообщества заинтересовались истинным значением средневековых миниатюр: что же на самом деле скрывается за непонятными «страдающими» образами?

Ответить на каверзный вопрос взялись Сергей Зотов, Михаил Майзульс и Дильшат Харман – историки, специализирующиеся на средневековом искусстве. Хотя на обложку их книги вынесено название популярного паблика, все же покорившим интернет мемам на страницах места не нашлось – многочисленные иллюстрации вместо юмористических надписей сопровождаются содержательными комментариями. Авторы настроены на серьезный разговор о средневековом искусстве, но чтобы аудитория, не владеющая латынью и не знающая тонкостей схоластики, легче воспринимала сложный материал, разбавляют текст тонким юмором и отсылками к современности. Звериные, человеческие и божественные образы со старинных изображений раскрывают свои тайны и становятся более близкими и понятными.

Конечно, тема средневекового искусства многогранна и неисчерпаема – одной (даже очень толстой книгой) в полном объеме ее не охватить, поэтому авторы сосредоточились на довольно узкой (но весьма неожиданной) области – разного рода маргиналиях. Рогатые пророки, псоглавые святые, агнцы со множеством глаз и рогов, невообразимые химеры… – за пугающими, непонятными, а порой и откровенно кощунственными образами обнаруживаются удивительные истории и открываются тайные смыслы. Экскурсы в прошлое не только обогащают новыми знаниями, но и разрушают немало стереотипов – когда становится понятным мироощущение и особенности мышления тех времен, Средние века перестают казаться чем-то мрачным, закостенелым и слишком далеким. Авторы по-настоящему «горят» историей тех времен. Их энтузиазм и увлеченность, усиленные безграничной эрудицией, цепляющим стилем и отличным чувством юмора, разжигают пламенную страсть к древности и в читателях.


Антология «Живые поэты»

LivePoety.jpg

Казалось бы, очередной поэтической антологией никого не удивить. В пыли по магазинам разбросано немало коллективных сборников – тут и мертвые классики, и местечковые мэтры, и тематические издания (от любовных виршей до страшных стихов). Антологию «Живые поэты» от множества подобного рода проектов отличает тот факт, что ее авторы живые как в прямом (они все благополучно здравствуют), так и в переносном смысле (в их текстах нет штампов, клише, архаизмов, эпигонства и других признаков поэтической омертвелости).

«Живые поэты» – это проект, созданный писателем и журналистом Андреем Орловским в 2014 году, чтобы привлечь внимание к острым, злободневным, «неправильным» стихам. Противостояние «архаичным, пыльным, вымершим» представлениям о поэзии происходит через издание книг, организацию мероприятий и публикацию избранных текстов в социальных сетях (одноименный паблик насчитывает несколько десятков тысяч подписчиков). Лучшие из этих дерзких, резких, непричесанных, но всегда искренних и настоящих стихов вошли в антологию.

Список авторов у одних вызовет искренний интерес, у других – обостренное любопытство, у третьих – откровенное негодование. Здесь есть и вполне респектабельные поэты, чьи подборки регулярно можно встретить на страницах «толстых» журналов (Дмитрий Воденников, Вера Павлова, Всеволод Емелин), и звезды сетевой словесности (Арс-Пегас, Стефания Данилова, Ес Соя), и культовые музыкальные исполнители (от «роковых» Дианы Арбениной и Глеба Самойлова до рэперов Хаски и Loc-Dog’а). Пока кто-то ведет дискуссии о том, существует ли поэзия русского рока и русского рэпа, создатели антологии никаких границ не устанавливают. Они стремятся подчеркнуть социальное, возрастное, тематическое многообразие литературного процесса. Неудивительно, что на соседних страницах в книге обитают стройная силлабо-тоника и импульсивный верлибр, медитативная лирика и отчаянный протест, безысходный пессимизм и устремленность к светлым идеалам.

Каждый автор представлен в антологии всего одним стихотворением – этого не хватит, чтобы составить целостное представление о его творчестве, но вполне достаточно, чтобы оценить потенциал и решить, стоит ли следовать за ним по запутанным поэтическим маршрутам. Текст дополняется портретным фото или тематическое иллюстрацией, а также перечнем любимых поэтов, который становится не то данью преемственности, не то своеобразным навигатором по стихотворным пространствам. «Слово бессильно, если оно мертво / Назвался поэтом – учись воскрешать из мертвых», – гласят вынесенные в эпиграф строки популярного сетевого стихотворца Кота Басё. Участники антологии вняли совету в полной мере: совершенно разные по стилю, технике, эстетическим принципам тексты объединены драйвом, экспрессией, надрывом – всем тем, что составляет настоящую жизнь.

Автор публикации: Александр Москвин.

Источник: Ревизор.ru


Новости

Национальная библиотека Беларуси отметила Всемирный день книги и авторского права, Международный день интеллектуальной собственности

24 Апр 2024

23 апреля в библиотеке состоялся образовательный семинар «Авторское право в условиях цифровой трансформации».  Семинар организован совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности при участии юридического факультета Белорусского государственного университета.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Международный семинар «Реставрация документов времен Великой Отечественной войны»

24 Апр 2024

22 апреля в рамках программы профессионального развития «Культурное наследие как основа межкультурного диалога. Стратегии сохранности в России и Беларуси» в Национальной библиотеке Беларуси состоялся семинар «Реставрация документов времен Великой Отечественной войны».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Певец бесконечной любви

25 Апр 2024

Юбилейная книжная выставка «Певец бесконечной любви», посвященная 100-летию со дня рождения Шарля Азнавура (1924–2018), проходит с 25 апреля по 18 июня в зале нотных и аудиовизуальных документов (пом. 305).

Книжные выставки

Проникая в тайны творчества

25 Апр 2024

Юбилейная книжная выставка «Проникая в тайны творчества», посвященная 120-летию со дня рождения литературоведа, критика, академика НАН Беларуси Василия Васильевича Борисенко (1904–1984), проходит с 25 апреля по 23 июня в зале белорусской литературы (пом. 205).

Книжные выставки


Библиотекарям