Автограф Н.В. Гоголя, его первые публикации в журналах, прижизненное собрание сочинений классика и самые знаменитые иллюстрации к «Мертвым душам» – эти и другие раритеты были представлены на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения писателя.
Фонд Гоголя в Румянцевской библиотеке начал формироваться через десять лет после смерти писателя. Туда были переданы материалы, которые хранились у его родственников. Фонд существенно пополнил живописец Александр Иванов: когда Гоголь уезжал из Рима, он оставил на попечение художника два чемодана документов. В библиотеку попали также рукописи, хранившиеся у издателя Чижова.
Впервые на выставке представлена переписанная Гоголем «Божественная литургия» Иоанна Златоуста на греческом и латинском языках. Также можно увидеть первое стихотворение Гоголя, написанное еще в гимназические годы.
«Под текстом приписка Данилевского, одноклассника Гоголя: "Я нашел эти стихи, к сожалению, разорванные. Они валялись под скамейкой". К сожалению, один фрагмент, так и остался утрачен», – говорит главный хранитель отдела рукописей Ольга Соломина. На выставке представлены прижизненные издания Гоголя. Со знаменитым «Ревизором» связана курьезная история. В 1836 году одновременно вышло два различных издания.
Одно из них оказалось фальшивкой, хотя там стояла надпись: «Настоящий Гоголь». «Мы открываем, смотрим, написано: "Цензор Никитенко". Дальше, открываем: "Маменька, как же ты не опознала настоящего "Ревизора". Оказывается, это издание, которое подготовил князь Тицианов. Видимо, когда Гоголь пользовался большим успехом, то по типу мексиканских сериалов решили: а давайте мы это продолжим», – поясняет Ольга Соломина.
Отдельный раздел посвящен иллюстрациям произведений Гоголя. Известно, что и сам писатель прекрасно рисовал и посещал Академию художеств. Он видел мир в звуках и красках, к тому же все описывал в деталях. Так что художникам не оставалось ничего другого, как следовать за Гоголем. «Я приводил такой пример: когда он описывал Плюшкина – "то ли баба, то ли мужик", в каком-то непонятном халате и с платком на голове, и платок на подбородке – чтобы, когда ест и говорит, не оплевать подбородок», – замечает коллекционер Рафаил Штеренгарц.
На выставке можно увидеть последний рисунок самого Гоголя. Он представлен вместе с его предсмертной запиской. Кажется, Гоголь пытался вырваться из мира книги и улететь, как осенний листок. Но это лишь предположение.
Источник: Телеканал «Культура»