ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Как приучить ребенка к чтению: лучшие советы
Открытие конгресса «Библиотека как феномен культуры»

Бумажные герои. Неизвестная сказка известного писателя

Бумажные герои. Неизвестная сказка известного писателя
Другие новости

18 октября исполнился бы 81 год любимому многими писателю Киру Булычёву, ушедшему от нас в 2003 году. Но именно сейчас произошла удивительная находка...


Вот уже более двух лет я веду работу по систематизации и изучению архива сценарного отдела киностудии «Союзмультфильм». Архив рассредоточен между тремя основными местами хранения: РГАЛИ, Рукописным фондом Государственного центрального музея кино и сценарным отделом ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» и содержит большое количество малоизвестных и никем не обнародованных текстов, принадлежащих таким классикам отечественной литературы, как Лев Кассиль, Николай Эрдман, Михаил Вольпин, Александр Володин, Михаил Анчаров, Юрий Коваль, Геннадий Шпаликов, Белла Ахмадулина, и еще множеству сказочников, сатириков, фантастов, драматургов, поэтов, бардов, мастеров детской и юношеской литературы. Большинство этих находок – сценарии или заявки, не нашедшие экранного воплощения, и среди них попадаются настоящие литературные и драматургические жемчужины. Другие тексты интересны раскрытием автора с неожиданной стороны, примером работы в несвойственном мастеру жанре. Даже ранние варианты сценариев, пошедших в производство, порой совершенно переворачивают представление об изначальном авторском замысле.

Сборник этих разнородных, но до сих пор не введенных в научный оборот произведений мог бы стать своеобразной литературной сенсацией.

В преддверии дня рождения Кира Булычева мы хотим опубликовать лишь одну из таких находок. Это детская сказка, присланная Булычевым в 1979 году на студию редактору Наталии Абрамовой, с которой они в это время работали над фильмом «Тайна третьей планеты», для ознакомления. «Мне вдруг захотелось написать сказку совсем для маленьких детей, – пишет автор в сопроводительном письме. Что я и сделал. А когда я ее писал, то представлял ее себе в виде картинок. Мне никому не хочется ее показывать, пока ты не посмотришь. Потому что я тебя не боюсь и ты не будешь надо мной смеяться».

Материал интересен тем, что представляет собой опыт обращения Кира Булычева к несвойственной ему литературной форме. Но опыт этот настолько удачен, что вполне может быть издан отдельной иллюстрированной книжкой для малышей. Исследователь творчества Булычева Михаил Манаков подтвердил, что это произведение отсутствует в писательском архиве и является свежей находкой. Он собирается включить ее текст в два объемных тома малоизвестных произведений Кира Булычева, которые готовит в настоящее время. А мы первыми знакомим своих читателей с новонайденным текстом:

Летом Маша жила в доме, вокруг которого был сад. А за садом начинался темный лес. Как-то бабушка подарила Маше красную стеклянную бусинку. Бусинка была маленькая, ее надо было держать осторожно, чтобы не потерять. Маша вышла в сад посмотреть сквозь бусинку на солнце. А солнце в бусинке не поместилось. Хотела Маша вернуться домой, но нечаянно уронила бусинку.

Нагнулась – нет нигде бусинки, пропала она в траве.

Искала ее Маша, искала, даже на коленки вставала, траву руками раздвигала – все равно не нашла, только нос землей перепачкала.

Что делать? Жалко бусинку.

Вернулась Маша домой и думает: я не могу бусинку отыскать, потому что я большая, а бусинка маленькая. Если бы я была маленькая, я бы ее нашла.

Взяла Маша листок бумаги и нарисовала на нем маленького человечка – ножки тонкие, ручки тонкие, голова круглая и две точки – глаза. А чтобы рот нарисовать – места не осталось.

Отнесла Маша человечка в сад, поставила в траву и сказала:

– Поищи, пожалуйста, красную бусинку.

Человечек сразу пошел искать бусинку. Он шел по траве, словно по лесу, а песчинки были для него как камни.

Прошел человечек немного, вдруг навстречу ему рогатый жук, ростом больше человечка. Увидел человечка и спрашивает:

– Что здесь делаешь? Я тебя не знаю.

А человечек ответить не может – у него рта нет, не поместился на лице.

Жук страшно рассердился.

– Не хочешь со мной разговаривать! Не уважаешь? Тогда я тебя разорву!

Но человечек не испугался. Он поднял с земли сухую сосновую иголку, выставил перед собой, как копье, и стал защищаться.

Увидела Маша, что маленькому человечку плохо приходится, поспешила домой, взяла лист бумаги и нарисовала на нем человечка побольше. Отнесла его в сад и сказала:

– Рогатый жук напал на моего маленького друга. Спаси его. А потом вместе поищите бусинку.

Опустила она человечка-побольше в траву. А он сам ростом с травинку.

Маленький человечек уже устал с жуком сражаться. Тонкие ножки подгибаются, тонкие ручки дрожат... вот-вот упадет.

Человечек-побольше схватил с земли сучок, замахнулся на жука и как закричит:

– Оставь в покое моего маленького друга!

– Я пошутил! – ответил жук, спрятал рога и задом наперед убежал в свою нору.

Пошли два человечка вместе бусинку искать.

Вдруг: шлеп-шлеп – навстречу им лягушка прыгает.

– Вы что здесь делаете? – спросила лягушка. – Зачем траву мнете? Уходите сейчас же!

– Мы никому не мешаем, мы бусинку ищем, – сказал человечек-побольше.

– Я что сказала?! Уходите, а то я вас съем.

Подхватил маленький человечек сосновую иголку, человечек-побольше сучок взял, встали они рядом и стали сражаться с лягушкой. Открыла лягушка рот, чтобы их проглотить, а человечек-побольше как стукнет ее по носу сучком! Лягушка рассердилась и квакнула:

– Ты с ума сошел! Мне же больно! Я вам отомщу!

Испугалась Маша за своих друзей, побежала домой, взяла новый лист бумаги и нарисовала на нем большого человечка, во весь лист. Потом подумала – надо человечку оружие дать. Дала ему карандаш, выбежала в сад и говорит:

– Беги скорей, помоги моим друзьям! А потом вместе поищите мою бусинку.

Большой человечек увидел, что его маленькие друзья с лягушкой сражаются, замахнулся карандашом и побежал к лягушке. Лягушка увидела его и закричала:

– Квак! Мы так не договаривались!

И – шлеп-шлеп, наутек, в лужу спряталась – одни глаза наружу.

Пошли человечки втроем бусинку искать.

Первым бусинку маленький человечек увидел. Подошел к ней, обхватил ручками, а поднять не может – такая она для него тяжелая.

Тогда человечек-побольше пришел к нему на подмогу, поднял бусинку и на плечо положил.

Только они собрались домой идти, как из леса выбежала лиса, увидела человечков – и к ним.

– Что вы здесь делаете? – спросила она.

Маленький человечек молчит, у него рта нет, а человечек-побольше отвечает:

– Мы никому не мешаем. Мы бусинку искали. Вот она!

Увидела лиса бусинку и говорит:

– Ах, какая красивая бусинка! Отдайте ее мне. Вы не представляете, как я люблю эту бусинку.

Тут подошел к ним большой человечек и сказал:

– И не мечтай! Это не твоя бусинка. Мы ее Маше несем.

– Если не отдадите, – сказала лиса, – то придется мне всех вас на кусочки разорвать, потому что вы бумажные.

Стали тогда три человечка в ряд: маленький с сосновой иголкой, человечек-побольше с сучком и большой человечек с карандашом. И стали защищать бусинку от лисы.

Видит большой человечек, что дело плохо, и закричал он своим друзьям:

– Бегите скорей к Маше! Отдайте ей бусинку. Я задержу лису!

Побежали его друзья к Маше, продираются сквозь траву, спешат, потому что слабеет в бою человечек с карандашом...

А Маша сначала в дом побежала, хотела нарисовать громадного человека, но у нее нет такого большого листа бумаги. Тогда она подхватила лопатку и сама бросилась на помощь.

Увидела лиса, что Маша бежит, и закричала:

– Я не люблю бус! Меня здесь не было!

Поджала рыжий хвост и убежала.

Вернулись все человечки домой. Маша бусинку спрятала в короб, села за стол и нарисовала для человечков дом с окнами, дверью, крышей и трубой на крыше, чтобы жили в нем человечки и никого не боялись.

Ушли человечки в свой нарисованный дом, закрыли за собой дверь. А потом из трубы нарисованный дым пошел – значит, человечки себе обед готовят.

Тогда и Маша пошла обедать.

Публикация Георгия Бородина, Андрея Щербака-Жукова.

Источник: государственное учреждение «Сеть публичных библиотек города Гомеля»

Новости

Гимназистам и школьникам о маленьких и больших солдатах Великой Отечественной войны

18 Апр 2024

15 апреля для учащихся 5-6-х и 9-х классов средних школ №№ 24, 153 и гимназии № 11 г. Минска прошли библиографические уроки «Справочная литература о Героях Великой Отечественной войны» (9 кл.), «Брестская крепость-герой» (5–6 кл.) из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Зал документов по искусству представляет:  рубрика «Лица. Даты. События»

18 Апр 2024

Для посетителей зала искусств (пом. 306) в рамках постоянной рубрики «Лица. Даты. События» подготовлена новая книжная экспозиция «В сказочном круговороте Валентины Шобы», приуроченная к 60-летию гродненской художницы.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Информацию о Героях Советского союза изучали девятиклассники гимназии № 6 г. Минска

17 Апр 2024

13 апреля для учащихся 9-х классов ГУО «Гимназия № 6 г. Минска» состоялись библиографический урок «Герои Советского Союза, освобождавшие Беларусь: по страницам печатных документов и электронных ресурсов» и информационный час «Биографическая и библиографическая информация о Герое Советского Союза Мамадали Топвалдыеве» из цикла занятий  «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Библиографию поэзии Брестской крепости изучали семиклассники СШ № 24 г. Минска

16 Апр 2024

12 апреля для учащихся 7 класса ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» состоялся библиографический урок «Брестская крепость-герой» из цикла занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям