Международная группа ученых выяснила: это занятие повышает активность глубинных структур мозга. 17 его зон задействованы в процессе чтения.
Одни отвечают за зрительное восприятие, другие – соотносят звуки и буквы, третьи распознают смысл текста. Однако очень важно – что и как читать. Новации последнего времени, призванные вроде бы расширить восприятие, на самом деле могут сузить наши интеллектуальные возможности. Репортаж Юлии Казюковой.
Ребенка младше 5–6 лет учить читать рано – считает директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких. «Если человек испытывает стресс, особенно ребенок в процессе деятельности, это негативно влияет на развитие мозга и когнитивных функций. А в результате, мы тормозим и развитие чтения, и нарушаем функционирование мозга», – объяснила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
Физиологи доказали: измерение скорости чтения в школе, другие насильственные методы обучения – результат того, что читать стали меньше и хуже. По движению глаз при чтении научились определять, насколько это трудно. Взгляд хорошо читающего ребенка плавно движется по строке.
«Так выглядит процесс чтения у ребенка 4 класса, но плохо читающего. Мы видим фиксацию буквально на каждой букве. Мы видим многократные возвратные движения. Это все трудное чтение, сложное, не доставляющее радости и удовольствия, в состоянии стресса», – отметила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская считает: важно линейное чтение – от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.
«Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание – кое–что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, – он вам его не может пересказать», – объяснила нейролингвист, доктор биологических, доктор филологических наук Татьяна Черниговская.
Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны – предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.
«Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания – они будут думать только, на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли», – рассказала Татьяна Черниговская.
Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное – иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.
Источник: Россия Культура