ГлавнаяНовостиНовости библиотек
5 книг, признанных лучшими за всю историю вручения Букеровской премии
Портал Национальной библиотеки Беларуси вошел в шорт-лист международного конкурса цифровых инноваций ООН

Как разные способы чтения влияют на структуру мозга?

Как разные способы чтения влияют на структуру мозга?
Другие новости

Международная группа ученых выяснила: это занятие повышает активность глубинных структур мозга. 17 его зон задействованы в процессе чтения.

Одни отвечают за зрительное восприятие, другие – соотносят звуки и буквы, третьи распознают смысл текста. Однако очень важно – что и как читать. Новации последнего времени, призванные вроде бы расширить восприятие, на самом деле могут сузить наши интеллектуальные возможности. Репортаж Юлии Казюковой.

Ребенка младше 5–6 лет учить читать рано – считает директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких. «Если человек испытывает стресс, особенно ребенок в процессе деятельности, это негативно влияет на развитие мозга и когнитивных функций. А в результате, мы тормозим и развитие чтения, и нарушаем функционирование мозга», – объяснила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

Физиологи доказали: измерение скорости чтения в школе, другие насильственные методы обучения – результат того, что читать стали меньше и хуже. По движению глаз при чтении научились определять, насколько это трудно. Взгляд хорошо читающего ребенка плавно движется по строке.

«Так выглядит процесс чтения у ребенка 4 класса, но плохо читающего. Мы видим фиксацию буквально на каждой букве. Мы видим многократные возвратные движения. Это все трудное чтение, сложное, не доставляющее радости и удовольствия, в состоянии стресса», – отметила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская считает: важно линейное чтение – от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.

«Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание – кое–что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, – он вам его не может пересказать», – объяснила нейролингвист, доктор биологических, доктор филологических наук Татьяна Черниговская.

Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны – предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.

«Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания – они будут думать только, на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли», –  рассказала Татьяна Черниговская.

Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное – иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.

Источник: Россия Культура

Новости

Экскурсия для воспитанников детского развивающего центра «Алёнка»

25 Мар 2019

23 марта в библиотеке для учащихся детского развивающего центра «Алёнка» (г. Брест) прошла экскурсия из цикла «Славутыя імёны Бацькаўшчыны» по творчеству Марка Шагала.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Рекомендовать хорошие книги наряду с библиотеками должны и писатели

22 Мар 2019

Рекомендация хороших книг для прочтения дело не только библиотек, но и общественности, в том числе публицистов и писателей. Такое мнение сегодня высказал министр информации Александр Карлюкевич на встрече в Гродненской областной научной библиотеке имени Е.Ф. Карского.

Новости библиотек

Студенты факультета журналистики на экскурсии в библиотеке

22 Мар 2019

21 марта студенты из Китая и Вьетнама, обучающиеся в магистратуре факультета журналистики БГУ, познакомились с жизнью известных белорусов во время посещения библиотеки.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Книги – в дар сельской библиотеке поселка Высокое

21 Мар 2019

20 марта в рамках семинара «Библиотеки и книжная культура Беларуси: из прошлого в будущее» директор Национальной библиотеки Беларуси Роман Мотульский и заведующая научно-исследовательским отделом библиотековедения Марина Пшибытко посетили сельскую библиотеку поселка Высокое Оршанского района.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Представляем новый виртуальный проект библиотеки «На хвалі часу, у плыні жыцця»

21 Мар 2019

Виртуальный проект «На хвалі часу, у плыні жыцця» приурочен к 100-летию Всебелорусского литературного объединения поэтов и писателей «Маладняк». Проект рассчитан на длительный период – с 2019 по 2023 год.

Новости Национальной библиотеки Беларуси