В истории белорусского театрального искусства важной датой является 14 сентября 1920 года – день торжественного открытия Белорусского государственного театра (ныне Национального академического театра имени Янки Купалы). Накануне 100-летия театра мы решили раскрыть театральные страницы виртуального проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця», приуроченного к 100-летию литературного объединения «Маладняк» (1923–1928).
Писатели-«маладняковцы» не только интересовались театром, писали драматические произведения, но и принимали самое непосредственное участие в театральной жизни Беларуси. Среди них был Кузьма Чорный, 120-летию которого посвящен специальный раздел проекта. Писатель неоднократно выступал в печати по проблемам, связанным с улучшением жизнедеятельности белорусских театров, принимал активное участие в республиканской театральной дискуссии конца 1920-х гг. и высказал свои наблюдения в статьях «Заўвагі пра драматургію», «Тэатр з будучыняй», «Творчая ўдача тэатра: уражанні гледача» и других. Скоро под влиянием Кузьмы Чорного многие белорусские прозаики и поэты стали писать произведения для сцены.
Отдельные страницы творчества писателя связаны с его сотрудничеством с Белорусским государственным театром (с 1926 г. – БГТ-1): режиссером Львом Литвиновым и известными актерами, исполнителями главных ролей в пьесах Чорного: Владимиром Владомирским, Генрихом Григонисом, Ириной Жданович, Леонидом Рахленко, Глебом Глебовым и другими.
В. Владомирский в роли Леопольда Гушки. Спектакль «Бацькаўшчына». Постановка Л. Литвинова. БГТ-1. 1932 г. Фото из архива М. Герасимовича. НББ.
Заслуженный артист БССР Г. Григонис в роли Мазовецкого. Спектакль «Бацькаўшчына». Постановка Л. Литвинова. БГТ-1. 1932 г. Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы.
Интересную сценическую жизнь получила пьеса Кузьмы Чорного «Бацькаўшчына», впервые поставленная режиссером Л. Литвиновым 7 ноября 1932 г. на сцене БГТ-1.
Сцена из спектакля «Бацькаўшчына». Постановка Л. Литвинова. БГТ-1. 1932 г. Автор фото Л. Лобода. Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы.
Спектакль имел успех у минчан, а после был показан в Москве и Украине во время летних гастролей театра в 1933 г. Чорного поздравляли не только актеры, писатели, но и простые зрители. Его вызвали на сцену после спектакля и дружно ему аплодировали. Он говорил, что такое удовольствие можно иметь только в театре. Высоко оценивал Кузьма Чорный мастерство актеров БГТ-1, очень нравилось ему исполнение Генрихом Григонисом героя Мазовецкого, Владимиром Владомирским – Леопольда Гушки, Глебом Глебовым – Павла Немиры.
Пьесы Кузьмы Чорного исполнялись и позже на сцене БГТ-1. Так, в начале 1941 г. зрители увидели постановку «Ірынкі», но спектакль назывался «У апошнюю ноч». После смерти писателя неоднократно устраивались телеспектакли его произведений с участием лучших актеров театра: Стефании Станюты, Владимира Дедюшко, Здислава Стомы, Галины Макаровой, Геннадия Гарбука и других.
Подробнее о сценической жизни произведений писателя читайте в материале «Наследие К. Чорного в театральном искусстве» в разделе, посвященном прозаику в рамках виртуального проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця».
Раздел на белорусской версии портала, приуроченный к 120-летию Кузьмы Чорного, был презентован Национальной библиотекой Беларуси в июне, когда мы отмечали юбилей писателя. Теперь он доступен и на русскоязычной странице интернет-портала библиотеки.
Следите за новостями! До новых встреч!
Материал подготовлен информационно-аналитическим отделом.
Читайте также: Национальный театр имени Янки Купалы: первые шаги (20-е годы ХХ в.)