ГлавнаяНовостиБлог профессионального читателя
12 октября – 155 лет со дня рождения белорусского композитора М.В. Анцева
Археологическую коллекцию Язэпа Дроздовича впервые представят в Национальном историческом музее

Сновидения творцов: «Сны о снах» Антонио Табукки

Сновидения творцов: «Сны о снах» Антонио Табукки
Другие новости

Маргарита Латышкевич

Что будет, если один из самых известных итальянских писателей задумается, какие сны могли бы увидеть другие творцы – из разных эпох и разных стран?

Будет книга. Вот эта книга Антонио Табукки, которая, благодаря усилиям переводчицы Ольги Колос, зазвучала по-белорусски.

От концепции такого оживления исторических личностей немного веет абсурдными миниатюрами Хармса о классиках русской литературы. Однако итальянский писатель, привнося в свои романы литературный контекст, преследует другие цели – узнать «начныя маршруты думак» разных авторов. То есть изучить психологию творчества.

Сама структура этого небольшого сборника прозы особенная. В кратком вступлении сам А. Табукки признается, что ему всегда хотелось изучить сны любимых творцов. А изучать сны – значит пытаться их объяснить. Неслучайно, думаю, ряд известных имен замыкает Зигмунд Фрейд – «толкователь сновидений», согласно Табукки.

Снам, построенным автором для известных исторических личностей, всегда можно подобрать толкование – зная творчество того или иного автора или особенности его биографии. Однако писатель также приводит краткую информацию о каждом из тех, кому «снился сон в этой книге», с особым акцентом на тех деталях биографии, которые могут дать читателю ключ к прочтению сновидения.

Для автора книги, как мне кажется, этот цикл новелл был попыткой «подключиться» к сновидениям самого главного для него автора – португальца Фернандо Пессоа, исследованиям которого А. Табукки посвятил 20 лет своей жизни. Сам Пессоа, который, кстати, активно практиковал литературную игру и гетеронимы (или, скорее, альтер эго?), в своем сне встречает собственный псевдоним. А тот в разговоре с Пессоа описывает себя так:

Я самая глыбінная ваша частка. Самая цьмяная частка. І таму я ваш настаўнік.

Творчество, таким образом, в трактовке А. Табукки представляется некоей глубинной прослойкой человеческой психики, и каждый сон – как окно во внутренний мир, в переживания, мечты и страхи каждого из творцов. А в своих коротких зарисовках А. Табукки демонстрирует взаимосвязь между подсознанием (то есть стихией творчества, маркированной достижениями великого человека) и сознанием (собственно, личностью). Караваджо спит в объятиях проститутки и видит во сне Бога, Лорка просыпается от ударов жандармских прикладов в его дверь. В шатком мире сновидений сбываются невыполнимые желания творцов: например, Овидий торжественно возвращается в Рим, Тулуз-Лотрек обнимает недосягаемую возлюбленную, Дебюсси останавливает время. Чехов, Апулей и Рабле встречаются со своими персонажами, которые – в их собственном сознании – абсолютно реальны. Живы.

Перед читателем живыми предстают и центральные персонажи романов – создатели. Даже Дедал, с блужданий которого по Лабиринту начинается цикл сновидений, представлен автором наравне с другими вполне реальными личностями. Хотя в комментариях А. Табукки описывает этого человека как «архітэктара, першага авіятара і, мажліва, наш сон».

Сны и явь, физическая и психическая, художественная реальность смешиваются в неустойчивое единство. Дедал, возможно, «наш сон» (общий сон, миф, подсознание), но триада, описанная Фрейдом, существует в каждом из нас. Сновидения творцов были смыты волнами времени – но их творчество осталось живым. А в нем сохранились, словно отпечатки древних рептилий в песчанике, и их души. Все их переживания, надежды и ночные кошмары, боль и счастье.

Эпиграф из древней китайской песни, открывающей сборник, гласит: «пад міндальным дрэвам тваёй жанчыны, калі жнівеньскі маладзік уздымецца над хатай, можаш сніць, на пацеху багам, сны іншага». Под миндальным деревом Артюр Рембо отдыхает перед любовными играми, и возлюбленные являются к творцам, как призрак Беатриче к Алигьери. Луна, это ночное солнце, освещает сны, возрождает любовь. Эмоциональная составляющая, сильная в подсознании человека, просачивается в каждое сновидение, и многие предметы приобретают двусмысленность, становятся символами. Причем символами фрейдистского толка: А. Табукки довольно активно использует работы Фрейда по толкованию снов и зашифровывает в иллюзорном мире сновидений и факты биографии, и личностную специфику своих героев.

У каждого свои предпочтения, поэтому для меня особенно интересно было увидеть авторскую «реконструкцию» сознания Владимира Маяковского. В новелле апрель 1930 года (последний месяц жизни поэта, как отмечает А. Табукки), и сон, который создает автор для Маяковского, кажется, из тех кошмаров, которые повторяются из ночи в ночь. Очарованный стремительностью метро, Маяковский называет себя «ўсяго толькі воблакам у штанах». Навязчивое желание мыть руки, преследовавшее Маяковского и в реальной жизни (после смерти отца он стал гермофобом), окрашено общей тревогой советских тридцатых годов. И вот Маяковского (во сне) задерживают для «кантрольнага вобыску», приводят в театрализованный суд, запихивают в непомерную желтую кофту и отправляют в путешествие на паровозе. За окнами поэт видит «неабсяжныя палі і раўніны, дзе знясіленыя мужчыны і жанчыны ляжалі з калодкамі на запясцях».

Маяковский, который едет, подхваченный двигателем системы, попавший в ловушку роли «рупора эпохи», страдает, чувствуя свою личную причастность к преступлениям той же системы, которая одела его в «желтую кофту». Однако «паровоз революции» тащит его за собой, не оставляя возможности выйти из замкнутого круга, уйти, избавившись от «гучных, хвалебных, напышлівых вершаў».

«І тады Уладзімір Маякоўскі прачнуўся і пайшоў мыць рукі».

Вот #такое_чытво.

Отыскать книги поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.

Давайте читать вместе!

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

19 Июн 2021

В далёком 2006 году открылось самое оригинальное, с архитектурной точки зрения, здание в Беларуси. Им оказалось новое помещение, предназначенное для Национальной белорусской библиотеки. Задумка превзошла все ожидания. Интересно, какое количество людей за 15 лет посетило современную библиотеку. Не менее любопытно узнать,  кто работает в этой библиотеке, какие специалисты и насколько это актуально? Молодые работники дали комментарий «Городу женщин» о том, что им нравится в их деятельности и какие «фишки» есть в Национальной библиотеке.

Новости библиотек

Вебинар по технологическим вопросам каталогизации в РСЭК

17 Июн 2021

16 июня в Национальной библиотеке прошел вебинар, посвященный технологическим вопросам каталогизации в региональных сводных электронных каталогах (РСЭК) библиотек Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Незабываемое: открылась выставка, приуроченная к 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны

17 Июн 2021

17 июня в Национальной библиотеке Беларуси состоялось торжественное открытие выставки «Незабываемое: спектакли и фильмы о войне», посвящённой 80-летию начала Великой Отечественной войны.

Художественные выставки

Библиотекам Гродненщины: электронные информационные ресурсы виртуального читального зала

17 Июн 2021

17 июня в библиотеке прошел онлайн-семинар, организованный для сотрудников публичных библиотек Гродненской области. Нашим коллегам был представлен круг лицензионных электронных ресурсов, предлагаемых для информационно-библиотечного обслуживания различных категорий пользователей.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Выездная экскурсия ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны

17 Июн 2021

Накануне трагической даты начала Великой Отечественной войны сотрудники отдела экскурсионно-методической работы провели для воспитанников оздоровительного лагеря «Бригантина» ряд выездных виртуальных экскурсий из цикла «Славутыя імёны Бацькаўшчыны» по теме «Помним боль и потери твои, Беларусь...».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям
111