ГлавнаяНовостиБлог профессионального читателя
Изучаем музыкальное искусство, не выходя из дома
Путешествуйте по страницам нашей истории

Неопределенность счастья: рассказ «Вераснёвыя ночы» Кузьмы Чорного

Неопределенность счастья: рассказ «Вераснёвыя ночы» Кузьмы Чорного
Другие новости

Кузьма Чорный обладал необычайным талантом романиста, и его замысел начала 30-х годов рассказать «у мастацкіх вобразах гісторыю беларускага народа ад знішчэння паншчыны і да нашых дзён» был поистине эпическим. Но мастер романной прозы, в то же время, был и мастером рассказа – чрезвычайно психологического.

Тонкого, как «дрымота верасня на ржышчы».

Рассказ «Вераснёвыя ночы», написанный в 1928 году, в свое время дал название книге прозы автора – а значит, был признан им знаковым, ключевым для собранных под одной обложкой текстов. Этот период творчества Чорного – все еще период молодости (автору нет и тридцати), но вместе с тем – это время активного творческого взросления, созревания таланта. Свою писательскую деятельность Чорный начинал с поэтических опытов, и, вероятно, в этом коренится лиризм его прозы, внимание к пейзажным деталям, а также тонкое умение создавать параллели между природой вокруг персонажа и его душевным состоянием.

Рассказ «Вераснёвыя ночы» в ряду других произведений, и не только принадлежащих перу самого Чорного, знаковый. Не потому даже, что в нем характерные авторские приемы и стилистика становятся более выразительными, более четкими. Примечательно, что Чорный оформился как автор, создал собственную палитру и свою манеру работы с текстом. Однако в данном случае особенно показательно смысловое наполнение: Чорный не обращается к темам духовного пробуждения нации, классовой борьбы и подобного. Наоборот, тема смены эпох звучит в этом тексте на третьем, четвертом плане, появляется эпизодически, как николаевская трехрублевка, которую героине подсунули в качестве оплаты за самогон. На первом плане здесь – человек, молодая женщина, проблемы не макро-, а микрокосма, имеющие для самой героини, конечно, космический масштаб.

Само название рассказа подталкивает нас к ассоциативному ряду. Сентябрь, дарящий последнее солнечное тепло перед осенними заморозками. Бабье лето. Осень, которая в народе считалась хорошим временем для свадеб.

Если пройти этим путем ассоциаций, более понятным становится общее психологическое состояние главной героини, Агаты, одинокой тридцатилетней женщины, которая живет вместе с овдовевшим братом и его маленьким сыном. Ее нервозность, неудовлетворенность жизнью и собой, которую она изливает на окружение, начинается прежде всего с ее неудовлетворенности собственным статусом. Вся она – точно тот урожайный сад, где опадают груши. У Агаты много нерастраченной нежности, много невостребованной красоты. Подсознательно ощущая эти свои духовные ресурсы, которым нет выхода, героиня злится – на все вокруг и на саму себя.

С одной стороны, она ведет хозяйство, половина всей собственности принадлежит ей, и ничто не мешает ей – считает Агата – иметь желаемого ребенка даже без брака. С другой стороны, она находится под давлением обстоятельств, навязанных с детства норм, «схем» счастья. Согласно такой «схеме», которую поддерживает и ее брат, Агата должна выйти замуж за Зигмунта Чухревича, немолодого и некрасивого, но влюбленного в нее. И Агата на какое-то мгновение пытается приспособиться к этим обстоятельствам, навязанным нормам. Пытается даже пробудить в себе нежность к Чухревичу, пытается получить удовольствие от его поцелуев и прикосновений. Но все ее существо, «поўнае жаночага хараства», против этого. И поэтому Агата убегает из-за стола, за которым сидят гости, сознательно подговаривая своего племянника сказать, куда (точнее, к кому) она пошла.

Чорный тонко выстраивает мир вокруг своей героини. Персонажи движутся и действуют в продуманных, детализированных декорациях. Образы-маркеры удачно определяют душевное состояние, расставляют необходимые акценты. Движения, реакции персонажей непринужденные, естественные: перед нами живые люди, не приукрашенные. Например, говоря о красоте белых рук Агаты, которыми она и сама любуется, Чорный замечает, что у нее были коротковатые пальцы. При этом образы часто становятся на удивление яркими, пластичными, реальными: «У звінючых кроплях вады, што ліліся з яе голых рук, люстравалася незлічоная рухавасць сонечных іскраў. І рукі яе, белыя і прыгожыя, былі празрыстымі і пахучымі. Гойдалася ў цэбры вада, льючыся праз край, і твару свайго выразна разгледзець у вадзе Агата не магла; толькі бялелі ў вадзе рукі, і гэта цешыла яе». Вещественность таких деталей, безусловно, добавляет реальности, вещественности и самим персонажам. Скажем, Чухревич в его парадном костюме и Чухревич выпивший, с кончиками волос на самых зубах, с «тупою санлівасцю вачэй», – это всё ещё один персонаж, который трансформируется в зависимости от точки зрения центральной героини, Агаты. И этим детальным, с продуманной и жизненной мотивацией образам мы верим.

К тому же, вместе со своей героиней Чорный достаточно серьезно задумывается о личном человеческом счастье, приходя к выводу, что, может быть, оно не менее важно, чем общее счастье всего человечества. И, более того, счастливый во всей полноте, не угнетенный посторонними ограничениями человек делает счастливыми других. И сам он становится другим, потому что очевиден контраст между Агатой в начале произведения, злой, как осенняя муха, кусающая ее за ногу, и Агатой в финале, Агатой, сделавшей собственный, осмысленный выбор. Пусть это выбор сердца, не разумный расчет – Чорный здесь полностью поддерживает героиню, добавляя светлые, радостные цвета в пейзаж вокруг Агаты. Человек и природа, в конце концов, в гармонии.

Ночь – неуверенность, неудовлетворенность собой и миром – закончилась.

«На ўсходзе заружавеў гэты першы прамень маладога сонца. Усход рассцілаў бяліць ружовыя палотны».

Вось #такое_чытво.

Отыскать книгу поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.

Больше узнать о литературном процессе 1920–1930-х поможет виртуальный проект Национальной библиотеки Беларуси «На хвалі часу, у плыні жыцця».

 Давайте читать вместе!

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.


Новости

Но всё не так, как в книге! Что не так с экранизациями и где в библиотеке смотреть кино

27 Окт 2020

В кинематографе всё реже пишутся оригинальные сценарии, а экранизаций популярных книг становится всё больше. Но, будем честны, не все из них удачны – по крайней мере, на наш вкус. Что же не так с экранизациями? И почему мы почти всегда ими недовольны? Продолжаем разговор об искусстве адаптации книжных произведений!

Авторский взгляд

Участникам онлайн-конкурса чтецов «О, Беларусь, мая шыпшына»

27 Окт 2020

С 1 октября в рамках виртуального проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця» был начат онлайн-конкурс чтецов, приуроченный к 120-летию Владимира Дубовки. Организатором выступила Национальная библиотека Беларуси совместно с информационными партнерами – журналами «Маладосць» и «Бярозка».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Беседа с адвокатом о купле-продаже недвижимости

26 Окт 2020

23 октября Национальной библиотекой Беларуси и Белорусской республиканской коллегией адвокатов в рамках мероприятий по информационно-правовому просвещению граждан была организована и проведена ежемесячная тематическая встреча с адвокатом «Купля-продажа недвижимости: как сделать правильно».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111