ГлавнаяНовостиБлог профессионального читателя
Храмы времени, памяти, мысли…
12 сентября – 230 лет со дня рождения Иоанна Григоровича, ученого-археографа, историка, краеведа, педагога, православного деятеля

Мастер детективов: Агата Кристи и ее персонажи

Мастер детективов: Агата Кристи и ее персонажи
Другие новости

Маргарита Латышкевич

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения известного мастера детективов. Персонажи Агаты Кристи, которых объединяет необычайная способность разгадывать загадки, по-прежнему интересны читателям и зрителям. Об этом свидетельствует нынешняя популярность экранизаций произведений автора.

Что взяли у своего автора самые популярные персонажи Кристи и где корни настоящего английского убийства – давайте разбираться.

В своей автобиографии Кристи писала: «Детектив был рассказом с моралью. Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву. Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости…»

И действительно, в ее текстах, где завязкой и логическим центром сюжета является преступление, вряд ли отыщешь «физиологию» убийства. Есть тексты, написанные от имени преступника, тексты, где убийца является помощником сыщика, даже тексты, где убийца почти вызывает сочувствие, но моральный кодекс автора очень ясен. Зло есть зло, убийство есть убийство, по какой бы причине оно ни совершалось.

Чаще всего зло в творчестве Кристи карается –законом или судьбой.

Может быть, в этой вере в победу справедливости и заключено неизменное, вневременное очарование этих текстов? Хотя, конечно, не стоит забывать и о закрученных сюжетах, колоритных персонажах и своеобразном, а иногда и экзотическом антураже.

Почему читатели так любят персонажей Кристи? И они действительно их любят – несмотря на определенные недостатки характера (а может быть, даже благодаря им). Ответ на этот вопрос, думается, кроется в личности самого автора.

Она родилась в маленьком курортном городке, третий ребенок в семье , любимая дочь матери, которая так не хотела мучить маленькую Агату учебой, что до восьми лет и не думала сажать за книгу. Но пятилетняя девочка научилась читать самостоятельно, просто потому, что ей было скучно. В подростковом же возрасте Агата проявила незаурядный музыкальный талант, даже получила личную стипендию. Правда, карьере музыканта мешали природная скромность и боязнь выступлений.

Но открывались другие, неожиданные пути, например, в литературу.

Самый известный персонаж Кристи – это, пожалуй, Эркюль Пуаро, бельгийский детектив с безупречными усами и гениальными «серыми клеточками». Писательница посвятила ему 33 романа, 54 рассказа и одну пьесу. А история мсье Пуаро началась с самого первого романа Кристи, опубликованного в 1920 году – с «Таинственного путешествия в Стайлз». Стоит отметить, что Кристи обращалась в несколько издательств, и только в седьмом получила согласие на публикацию произведения (тиражом 2 000 экземпляров).

Гонорар будущей известной писательницы составил 25 фунтов стерлингов.

Эркюль Пуаро позже принес своему автору гораздо больше денег и славы. Пунктуальный интеллектуал, ценитель порядка, не лишенный нарциссизма, перфекционист во всем, от собственной внешности до расследования запутанных версий преступления. Умело притворяясь не очень умным иностранцем с плохим знанием английского языка, Пуаро умеет на время избегать всеобщего внимания, а затем в эффектной речи выдает полную версию произошедшего. Пуаро основывает свой метод на психологии – и именно понимание психологии преступника считает основной целью детектива.

Мисс Марпл, еще один известный персонаж Кристи, в раскрытии преступлений также руководствуется прежде всего психологией, пониманием людей. Очень часто люди или ситуации вызывают у пожилой дамы определенные ассоциации с ее односельчанами или давними происшествиями. Из этих ассоциаций постепенно вырастает версия, которой мисс Марпл находит подтверждение в уликах, отыскивая их с предприимчивостью, удивительной для солидного возраста (например, подсовывает злодею липкую конфету и зеркало, чтобы получить отпечатки пальцев).

С некоторой иронией говоря о возрасте своих персонажей, Агата Кристи пишет в автобиографии: «Когда мисс Марпл родилась, ей было уже под семьдесят, что, как и в случае с Пуаро, оказалось неудобным, ибо ей предстояло еще долго жить вместе со мной. Если бы я обладала даром предвидения, я бы в самом начале придумала не по годам смышленого мальчика-детектива, который взрослел и старел бы вместе со мной». Как и Пуаро, мисс Марпл не воспринимают всерьез из-за серенькой внешности старой провинциалки, ее слегка путанной речи, до последнего момента, когда она разгадывает еще одну загадку. Следует отметить, что мисс Марпл также свойственна здоровая доля цинизма: она убеждена, что преступление может совершить кто угодно при благоприятных условиях: «…от любого человека можно ожидать чего угодно – таково свойство человеческой натуры», – авторитетно заявляет она.

Почему же Кристи, даже когда была начинающей писательницей, выбирала в качестве центральных персонажей достаточно зрелых людей?

Может быть, как раз потому, что самой писательнице иногда не хватало способности понимать людей. Так, для Агаты Кристи измена первого мужа стала неожиданностью и шоком – настолько, что она в состоянии диссоциативной фуги попыталась сбежать от своего прошлого под чужим именем. Может быть, были и настоящие прототипы. По крайней мере, есть версия, что на создание образа бельгийского детектива ее вдохновили беженцы из Франции, многие из которых осели в ее родном городе. Также вполне вероятно, что Пуаро и Гастингс – своеобразный ответ на знаменитый детективный дуэт Конан Дойля, а мисс Марпл, в свою очередь, чем-то напоминает героиню Ханны Кэтрин Грин.

Но мне кажется, в каждого персонажа автор всегда вкладывает собственные черты, пусть даже ненамеренно, на подсознательном уровне. В умении Пуаро и мисс Марпл оставаться незамеченными – разве не след скромности, некой замкнутости автора? Как и характерное для Кристи желание изучать людей – и некоторая в них разочарованность.

В любом случае, где бы ни скрывались корни этих персонажей, они и сегодня остаются популярными, а секреты книг писателя по-прежнему очаровывают читателей.

Эти книги, эти персонажи любимы. Их любили раньше, их любят сейчас. И наверняка будут любить еще надолго. Прекрасно сознавая это, свою автобиографию, написанную в 1965 году, Агата Кристи неслучайно завершила красноречивой фразой:

Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована.

Кстати, именно персонаж Кристи, тот самый, которого сама автор называла «невыносимым» – единственный вымышленный персонаж, получивший собственный некролог на первой полосе:

6 августа 1975 г. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив.

Произошло это в романе «Занавес», за год до смерти писательницы.

Вот #такое_чытво.

Отыскать книги поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.

 Давайте читать вместе!

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

УДК и авторитетные записи в отражении краеведческого и страноведческого контента

29 Окт 2020

В рамках VII Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры» прошел методический семинар «Национальные объекты в каталогах и базах данных библиотек Беларуси: методика применения УДК и авторитетных записей».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Но всё не так, как в книге! Что не так с экранизациями и где в библиотеке смотреть кино

27 Окт 2020

В кинематографе всё реже пишутся оригинальные сценарии, а экранизаций популярных книг становится всё больше. Но, будем честны, не все из них удачны – по крайней мере, на наш вкус. Что же не так с экранизациями? И почему мы почти всегда ими недовольны? Продолжаем разговор об искусстве адаптации книжных произведений!

Авторский взгляд

Участникам онлайн-конкурса чтецов «О, Беларусь, мая шыпшына»

27 Окт 2020

С 1 октября в рамках виртуального проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця» был начат онлайн-конкурс чтецов, приуроченный к 120-летию Владимира Дубовки. Организатором выступила Национальная библиотека Беларуси совместно с информационными партнерами – журналами «Маладосць» и «Бярозка».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111