Название статьи не случайно: повесть Алины Длатовской «Ген Зямлі» – это попытка привить тему супергероики на белорусском материале. Насколько удачной была эта попытка и к лицу ли белорусской литературе супергеройское трико – давайте разберемся.
Жанрово произведение ближе всего к аниутопии. У нас есть: новое государство, образованное после трагических событий. Полусекретная организация «С.О.Н.», одетая в серую форму, создает «новую ідэалогію для новай дзяржавы» и лелеет коварные планы. Группа главных героев, пытающихся – буквально – бороться со "сном" и обладающих условными сверхспособностями. Общественное устройство, качество жизни во вновь образованном государстве остаются нам не известны. Мы только понимаем, что этот мир похож на наш (если не идентичен: это – своеобразное воображаемое будущее). Собственно, благодаря этой идентичности художественного и реального миров заявленная автором условность и работает: мы без особых усилий можем включить фантастический компонент в в существующие и понятные нам реалии.
Сама идея Алины Длатовской – белорусский язык как «ген земли», источник сверхчеловеческих способностей – очень впечатляет. Как и ее попытки, используя сверхспособности отдельных персонажей как художественный инструмент, апеллировать к белорусской истории, «видеть» ее глазами носителей «гена». Например, эпизод с «призраком» Короткевича – один из самых трогательных и забавных моментов в книге.
Вообще говоря, «Ген Зямлі» достаточно активно задействует белорусский контекст. Отсылка тут следует за отсылкой, от названия организации «Лабиринт», как в «Лабиринтах» Вацлава Ластовского, до стихов современных авторов, вплетенныех в мысли персонажей. Автор стремится создать как можно больше трогательных связей с эмоциями своего читателя. Отметим, однако, что иногда немного устаешь от такой концентрации отсылок: просто не успеваешь реагировать, осознавать и получать удовольствие.
Такая ускоренность также мешает восприятию сюжетной линии. Как, например, и в повести Стэфана Корфа, в данном произведении присутствует фрагментарность, даже некоторая композиционная раздробленность текста. Отчасти это связано с использованием приема POV (англ. point of view) – точек зрения отдельных персонажей, через которых мы наблюдаем за развертыванием сюжета. Сам прием довольно беспроигрышный (например, он используется Дж. Мартином в его всемирно известном сериале «Песнь Льда и Пламени»), но в ситуации с ускоренностью сюжета иногда не позволяет читателю составить впечатление о каждом из персонажей. Не позволяет прирасти душой – а ведь иначе все приключения и опасности, через которые проходят персонажи, не вызывают вовлеченности в их судьбы, а следовательно – и в сюжетную линию.
Что касается сюжетной линии: используемый мотив «сверхлюдей» накладывает на автора, который прописывает такой сюжет, определенные обязанности. В частности, такие «сверхчеловеческие» элементы должны быть не просто полезны для сюжета как изюминки и любопытные моменты, но и напрямую влиять на его развитие, быть ключом к определенным ситуациям. Так ли работает элемент супергероики в «Гене Зямлі»? И да, и нет. С одной стороны, способности персонажей описаны как важные и исключительные. Действительно, способности Даника (он видит прошлое предметов) полезны для того же Эдуарда Львовича, для которого важно определить оригинальность артефактов. Способности Даника, по сути, являются одним из главных двигателей истории в тексте, его «взгляд в прошлое» усложняет хронотоп текста, добавляя, с одной стороны, дополнительную глубину истории, с другой – значительно замедляя ход сюжета, усиливая общее впечатление фрагментарности, сериальности.
Сами по себе суперспособности персонажей, на которых воздействует условный «ген», не могут похвастаться зрелищностью (кроме уже названных способностей Даника). В арсенале Белорусской лиги справедливости есть суперпамять, призывание привидений, чтение мыслей (только на белорусском языке), возможность видеть здания насквозь и дар убеждения. Наверное, не совсем то, что хотелось бы увидеть в истории о супергероях – для таких историй хочется ярких битв, испытаний мощи главных героев. И важны ли эти возможности для сюжета? Насколько важно для персонажа узнавать о событиях прошлого не из архивов, тратя время и усилия на сбор, а с помощью своей сверхсилы?
Вопрос, на самом деле, остается открытым, потому что в некоторых эпизодах даже хотелось бы, чтобы герои получали информацию с усилием, с напряжением, с усердием, а не со сверхчеловеческой легкостью. Достигнутое без усилий не особенно ценится, и такой путь угрожает автору разочарованием – читательским.
Однако не стоит думать, что вопросы, которые касаются конкретного применения тех или иных авторских приемов, перевешивают все впечатление от книги. Скорее, наоборот: тот факт, что супергеройская тематика прививается белорусской литературе, уже большое дело. И легкий, ненавязчивый стиль Алины Длатовской, и ее идеи, воплощенные в тексте, и ее способность разбрасывать по книге забавные фрагменты – все говорит в пользу повести. И общий посыл автора действительно трогательный:
«Чалавек жыве, пакуль яго памятаюць. Уласна кажучы, як і народ».
Давайте читать вместе!Вось #такое_чытво.
Отыскать книгу поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.
Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.