ГлавнаяНовостиАвторский взгляд
24 сентября – 205 лет со дня рождения Габриэлы Пузыны, писательницы, мемуаристки, автора сборников стихов, рассказов, драм, комедий, воспоминаний
Ольга Никитенко – о творческом псевдониме, стихах, рожденных во сне, и Национальной литературной премии в номинации «Дебют»

Тирания гедонизма: новая экранизация Хаксли

Тирания гедонизма: новая экранизация Хаксли
Другие новости

Маргарита Латышкевич

Летом этого года на стриминговом сервисе Peacock состоялась премьера сериала «Дивный новый мир». Создатели называют свое произведение не экранизацией (как фильмы Бринкерхоффа (1980) или Либмана и Уильямса (1998), а аллюзией на одноименный роман Хаксли. Как режиссер сериала Оуэн Харрис трактует культовую антиутопию Хаксли и насколько актуальна книга 1932 года в наше время? И заметим ли мы сами, когда окажемся в «дивном новом мире»?

А может, не стоит и задумываться? Сомы грамм – и нету драм.

Brave-New-World-2.png

«Книга лучше!..»

Наверное, фраза выше – это ultima ratio, последний довод любого книжника. Действительно, у современного сериала и книги есть целый ряд довольно существенных расхождений, от феминизации отдельных персонажей или переработки некоторых образов до затрагивания тем, не интересных Хаксли вообще. Если подумать, сериал задействует не только книжный, но и кинематографический контекст. В конце концов, уже в экранизации 1998 года действие переносилось ближе к современности, смещались персонажные акценты и даже довольно существенно изменялась концовка. Полагаю, более корректно воспринимать экранное воплощение текста как отдельное произведение искусства, конечно, связанное с источником, но все-таки свободное в художественном отношении.

Стоит признать: мироустройство, описанное Хаксли, сериал воспроизводит довольно достоверно. Стерильное (во всех смыслах) будущее, мир гедонизма, где все принадлежат всем, где уединение невозможно априори. Кастовая система, угнетение «низших» «высшими», деградировавшее искусство, синтетический наркотик. Вещественность этого мира будущего довольно удачно подчеркивается нововведениями вроде «умных линз», создающих вокруг пользователей дополненную реальность. Линзы разных пользователей, связанные единой сетью и искусственным интеллектом, неуловимо напоминают известные нам сегодня «Google glasses» и возможный тотальный контроль за любыми операциями интернет-пользователей. А поглощенность всех и каждого Сетью навевает мысли об интернет-зависимости, которая сегодня тоже, к сожалению, часть нашей реальности.

Словом, много будоражащих совпадений, которые лишний раз подтверждают, что эта история о нас, здесь и сейчас.

«Овеществляет» мир и работа с декорациями, с костюмами. Дизайн футуристичен и лаконичен, функционален, образы яркие, запоминающиеся: от своеобразных нарядов разных каст до видов городов. Подчеркнуто сверкающие и технологичные пейзажи Города – и неухоженные, истощенные, замусоренные Дикие Земли. Визуальный контраст и хорошо подобранная музыка прибавляют красок к описанной социальной дифференциации, расколу якобы идеального общества – и трагедии человека в нем. Ведь там, где все принадлежат всем, невозможно осознать себя. Там, где уединение преступно, невозможно осознать свою самость.

Там, где господствует тотальный контроль, нет места Личности.

Привкус современности

Создавая экранизацию произведения, которому почти сотня лет, невозможно не адаптировать его. И дело не только во вкусах целевой аудитории (каждого конкретного зрителя и отдельных социальных групп), но и в изменениях, которые претерпело за это время общество. Да и литература все-таки не стояла на месте: жанр антиутопии довольно активно развивался и совершенствовался.

Многие сериальные нововведения, если подумать, позитивны. Например, тут больше женских персонажей, причем они занимают активные позиции, отыгрывают значительную роль в сюжете (например, правитель Мустафа Монд, Вильгельмина Уотсон). Линайна Краун, описанная Хаксли как довольно одномерный персонаж, теперь сложная героиня, которую начинают тяготить ее обязанности в социуме и которая не только меняется сама, но и пытается изменить свою судьбу.

Иначе трактуются и ключевые фигуры Бернарда Маркса и Дикаря. Последний, в частности, уже не так невинен и беспомощно романтичен, как воспитанный на Шекспире книжный персонаж. У него появляются вполне человеческие слабости, недостатки, сам образ снижается по шкале моральности, но от этого становится понятнее, ближе зрителю. Бернард Маркс, озлобленный циник у Хаксли, благодаря актерскому обаянию Гарри Ллойда (к слову, прапраправнука Чарльза Диккенса) приобретает довольно трогательную полудетскую ауру – этакий неуклюжий школьник-аутсайдер. Мотивация его действий становится более понятной, вызывает больше сопереживания: аутсайдер Маркс в сериале отчаянно пытается вписаться в общество, не принимающее его.

Несколько неуместным, правда, кажется смещение акцентов именно на личностные проблемы героев – на любовные переживания, на любовный треугольник. Разумеется, это стоит списывать на потребности целевой аудитории. Однако в контексте антиутопии Хаксли такое упрощение проблематики немного разочаровывает. В конце концов, то, что тоталитарное государство не дает, скажем, героине, любить кого захочет и быть моногамной, отнюдь не основная проблема. Беда в несвободе личности вообще – и физической, и нравственной, и духовной. В размытии личных границ, в растворении человеческого «я».

Впрочем, по всей видимости, создатели сериала это понимали. И потому добавили сюжетные линии с повстанцами-«дикарями» и с угнетенными «эпсилонами». Последние, кстати, изображены не обезьяноподобными имбецилами, как у Хаксли, а скорее андроидами с купированными чувствами и отсутствием свободы воли. Кроме того, тут же присутствует тема искусственного интеллекта, который выбился из-под контроля создателей, и легкий флер постапокалиптики. Все это смешивается в довольно динамичный коктейль, и, что немаловажно, после просмотра тянет перечитать книгу. А это означает, что отношение авторов сериала к первоисточнику уважительное, а работа с книгой, при всем осовременивании, – бережная.

«Soma red»

Как и роман Хаксли, сериал рассказывает о столкновении личности с системой. Но там, где книжный Дикарь, подавленный крушением собственных идеалов, системой, фактически уничтожен, сериальный персонаж еще поборется. И, возможно, станет той самой песчинкой, которая перевешивает чашу весов.

А сам сериал определенно станет поводом открыть для себя заново самый знаменитый роман Хаксли.

Новости

Участие в конкурсе проекта MOST

30 Окт 2020

Проект Европейского Союза MOST объявил конкурс на короткий рассказ о происшествиях и впечатлениях участников стажировок. Интересные, забавные или курьёзные истории случаются ведь даже в серьезных профессиональных поездках. Победителями конкурса стали в том числе специалисты Национальной библиотеки Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

30 Окт 2020

Заслуженный архитектор страны, дважды лауреат Государственной премии Республики Беларусь Михаил Климентьевич Виноградов ушел из жизни 29 октября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Белорусском союзе архитекторов.

Новости библиотек

Продвижение ресурсов виртуального читального зала НББ

30 Окт 2020

29 октября состоялся онлайн-семинар виртуального читального зала НББ для сотрудников Президентской библиотеки Республики Беларусь. Профессиональная встреча была посвящена одному из самых актуальных вопросов библиотечного обслуживания в современных условиях – использованию лицензионных электронных информационных ресурсов.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

"Бу!": путеводитель по домам с привидениями в литературе

30 Окт 2020

Что может быть более привлекательным и одновременно пугающим для читателя, чем дома с привидениями? За более чем сотню лет мы стали свидетелями множества печальных историй, где главные герои заключают сделку века и покупают дом, в котором они сами – нежданные гости. Мечта превращается в кошмар, а родные стены больше не кажутся безопасными. Представляем вам путеводитель по самой мистически опасной недвижимости в литературе!

Авторский взгляд

30 октября – 115 лет со дня рождения народного художника Беларуси, выдающегося скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905–1986)

30 Окт 2020

Имя художника хорошо известно не только знатокам белорусского искусства ХХ века, но и многочисленным гостям нашей страны. Ведь среди наиболее известных туристических объектов мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой, Курган Славы, монумент Победы в Минске и многое другое, автором или соавтором создания которых являлся Андрей Онуфриевич Бембель.

По страницам белорусского календаря

Свободное программное обеспечение для создания краеведческих ресурсов библиотек (+видео)

29 Окт 2020

22 октября в рамках VII Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры» Виктор Пшибытко провел онлайн мастер-класс «Использование свободного программного обеспечения для создания краеведческих ресурсов библиотек».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111