ГлавнаяНовостиАвторский взгляд
Готовьтесь к челленджу!
Первая конференция «Поэт и мир»

Пьесы: как их читать, а главное – зачем

Пьесы: как их читать, а главное – зачем
Другие новости

Полина Доля

Каким бы продвинутым читателем вы ни были, сколько бы тонн книг не поглощали, почти наверняка один жанр литературы ускользнул из вашего поля зрения. Пьесы! У нас немного смутное представление о них – много диалогов, мало описаний, разговор с черепом шута… Мы часто воспринимаем пьесы как подготовительный материал к постановке, будто бы открывать их должны только режиссёры с актёрами. Но что если я скажу вам, что пьесы можно читать вообще всем? Устраивайтесь поудобнее и разомните голосовые связки – мы начинаем!

Вероятно, первым знакомством с пьесами для многих из нас стали школьные уроки литературы – на них же всё и закончилось. Конечно, живой театр – более яркий и зрелищный способ познакомиться с историей и его особую атмосферу не воссоздать дома, сидя с книгой в руках. Правда, здесь всплывает одно «но»: стоимость билетов. Не все мы безгранично богаты, не все водим знакомство с администрацией театров, и даже если вы начнёте лично шантажировать Александра Марченко, то вряд ли попадёте на все показы «С училища». Места в театрах ограничены, как и наши средства, поэтому иногда лучший способ ознакомиться с постановкой – это прочесть пьесу.

Пусть вы самый заядлый театрал и жизни своей не представляете без живых постановок, чтение пьес по-прежнему может доставить совершенно особое удовольствие. В период, когда театральные площадки закрыты на карантин, знаете, где можно найти магию сцены? В собственном воображении, конечно. Ему не нужен бюджет, договор аренды и авторские отчисления. Всё, что нужно, – это возомнить себя актёром, режиссёром и сценографом в одном лице, а потом почитать пьесу вслух. В отличие от классической прозы, здесь именно вы отвечаете за актёрский состав и декорации. Пьеса даёт вам костяк – диалоги, историю, немного сценических указаний, и уже в вашей воле интерпретировать это по-своему. Вот почему можно увидеть плохие и хорошие постановки одной и той же пьесы (в вашем воображении постановка, конечно же, всегда будет лучшей из возможных).

Кроме того, чтение пьесы – это отличная возможность заглянуть за занавес спектаклей, которые вам уже удалось посмотреть. Страница за страницей, пьеса открывает читателю своего рода секретную формулу, особый рецепт, список ингредиентов, из которых режиссёр сделал нечто уникальное, неповторимое. Это похоже на поедание кусочка сырого теста для печенья: его, конечно, лучше есть готовым, но вам всё равно вкусно.

А ещё пьеса – это по сути отличная история, рассказанная исключительно с помощью диалогов. Что может быть увлекательнее? Ни долгих описаний, ни эпических масштабов действия, только чистое искусство разговора.

Итак, теперь вы убеждены, что чтение пьес – полезное и важное занятие, и именно этого вам в жизни не хватало. Что же делать дальше?

Правильный ответ: читать (и идти в библиотеку, конечно же). Но скажем сразу, читать тут надо по-особенному. Для пьесы недостаточно скользить взглядом по странице – тут как никогда важно погружение в историю. Вот почему лучше читать пьесы вслух: когда нет ни декораций, ни актёров в костюмах, именно ваши интонации и жесты работают на создание атмосферы. «Вслух» можно читать и в абсолютной тишине – выкладываясь на полную своим внутренним голосом. Но ещё больше удовольствия от такого чтения можно получить в компании. Соберите друзей, поделите роли и вперёд! Только помните о безопасной дистанции – читку пьесы можно устроить и онлайн.

На самом деле чтение пьес – это особый навык: такое не обязательно получится сразу, но попробовать стоит. Мы подобрали для вас три простых совета, которые сделают ваше знакомство с драматургией приятным – или, по крайней мере, безболезненным.

  1. Делайте пометки в процессе. Это хорошая привычка для чтения в целом, но с пьесами она работает ещё лучше. Заведите блокнот или даже пишите на полях! Но только не в библиотечных книгах, это непростительно.
  2. Визуализируйте.В пьесах нет описания персонажей – так подберите свой актёрский состав! Кто бы лучше всего сыграл Макбета? А Барбару Радзивилл? В воображаемом кастинге можно ни в чём себе не отказывать, ведь этим актёрам не нужны гонорары. 
  3. Помните о контексте. Ни одно произведение искусства не появилось в отрыве от реальности – история всюду оставила свой отпечаток. А пьесы обычно гораздо прямолинейнее длинных романов. Поэтому не забудьте взглянуть на год написания и вспомнить, что там такого произошло. Будьте уверены, пьеса заиграет для вас новыми красками.


16.10.2020_Антология.jpgТак что же читать? Разрываясь в выборе между классическим «Кукольным домом» Генрика Ибсена и ещё более классическим «Гамлетом», вспомните о белорусской драматургии – современной, с которой вы даже в школьной программе не встречались. Рекомендуем начать с «Антологии современной белорусской драматургии» и с головой нырнуть в творчество Дмитрия Богославского – прямо с первой страницы сборника, с пьесы «Тихий шорох уходящих шагов». Эта пьеса, как и «Любовь людей», стала культовой почти сразу же после своего появления. Трогательная история о сокровенных переживаниях и потерях, в которой есть над чем посмеяться и поплакать, неоднократно ставилась на сцене – она прекрасно под это адаптирована. Потому что Дмитрий Богославский ещё и режиссёр, да-да. К слову, отличный шанс познакомиться с его работами на максимум – посмотреть спектакль «Серёжа очень тупой» в рамках Международного форума TEART. Там есть всё – странные курьеры, сомнительная посылка и много вопросов, над которыми вы раньше не задумывались.

Подумайте обо всех спектаклях, на афиши которых вы смотрели грустными глазами. Подумайте о всех постановках, которые вряд ли в ближайшее время воплотят на белорусской сцене. Подумайте – и откройте пьесы.

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Новости

Заседание Совета библиотек Беларуси по информационному взаимодействию

22 Окт 2020

21 октября в рамках VII Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры» состоялось ежегодное заседание Совета библиотек Беларуси по информационному взаимодействию.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Созвучие

22 Окт 2020

С 22 октября на 3-м этаже кольцевого коридора работает выставка «Созвучие», организованная Национальной библиотекой Беларуси совместно с Издательским домом «Звязда».

Книжные выставки

21 Окт 2020

Почему Василь Быков от прослушки вставлял карандаш в диск телефона? Чего не хватало в Аргентине белорусским эмигрантам? «Комсомолка» узнала, что будет в мемуарах «Блуканец» Карлоса Шермана, которые в октябре впервые опубликуют целиком.

Новости библиотек

Волшебство для чайников: зачем адаптируют классические сказки и где читать неклассические

22 Окт 2020

С тех пор, как человек научился складывать звуки в слова, а слова – в предложения, мир вокруг начал стремительно обрастать сказками. Волшебными историями объясняли всё, что пугало своей неизведанностью – смену времен года, рождение, смерть, цвет оперения птиц и появление огня. Что же с ними теперь? Их постигла участь безудержной адаптации. Старые сказки раз за разом переписываются на новый лад, их мотивы вплетаются в другие истории. Как это делается, а главное – зачем? Давайте взглянем на историю адаптации сказочной классики.

Блог профессионального читателя

Скориноведение во Франции

21 Окт 2020

23 октября состоится реально-виртуальный научный круглый стол, посвященный книговедческим исследованиям во Франции. Ведущим экспертом мероприятия выступит Ольга Шутова, кандидат исторических наук, руководитель лаборатории скориноведения и валоризации исследований истории культуры Беларуси (Париж, Франция).

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111