ГлавнаяНовостиАвторский взгляд
Международному проекту «Беларусь сегодня» 10 лет
«Стойкий оловянный солдатик» в «Мультчитайке»

Литературный проездной: почти детективный отзыв на роман А. Федоренко «Жэтон на метро» (с обличением и выстрелами!)

Литературный проездной: почти детективный отзыв на роман А. Федоренко «Жэтон на метро» (с обличением и выстрелами!)
Другие новости

Маргарита Латышкевич

В аннотации к новому роману Андрея Федоренко «Жэтон на метро» на первый план выводится «вечны сюжэт злачынства і пакарання», который якобы оригинально раскрывается в тексте. Критики и читатели приняли книгу довольно благожелательно – еще до публикации романа в издательстве «Мастацкая літаратура» объявили его «самой ожидаемой книгой 2020 года».

Но что, если я скажу вам: «Жэтон» – это не то, чем кажется?

Для подобных монологов в каждом сколько-нибудь приличном детективе автор создает достойную сцену. Например, холл богатого старинного коттеджа, гости в красивых вечерних нарядах, мягкие круги света от многочисленных светильников и раскаты грома за окнами. Именно в таком антураже должен быть раскрыт преступный умысел, чтобы гости в один голос ахнули, а убийца (разумеется, дворецкий) потерял сознание от напряжения.

Сегодня мы разоблачаем Андрея Федоренко – точнее, его авторский замысел, изящно спрятанный в хитросплетениях характерных нитей «Жэтона».

Громовой раскат в студию, пожалуйста. Ведь мы начинаем.

1. (Не)роман

Судите сами. Роман по определению представляет собой развернутое полотно и отличается от рассказа объемом, сложностью сюжета, разветвленностью персонажного состава, широким спектром событий. «Жэтон», особенно по сравнению с классическими образцами белорусских романов, кажется легковесным и по продолжительности, и по объему (девять частей, всего чуть более 170 страниц). Состав действующих лиц не самый разветвленный: вокруг главного героя Виктора Рака (псевдоним) формируется довольно тесный ближний круг второстепенных персонажей, за пределы которого текст не выходит.

При этом через некоторое время в глаза бросается гиперболизация характеров. Большинство из них даже подпадает под довольно распространенные литературные клише: Лю – это своего рода лолита, Самусенко – «диссидент», Осовец – тип «бывшего солдата» и так далее. Все они связаны нитями совпадений (и несовпадений), все так или иначе влияют на судьбу друг друга и главного героя. Часто персонажи связываются совершенно случайно, и вся сложная система их взаимоотношений, наиболее полно продемонстрированная в части «Раўт», не зря кажется и герою, и читателю неправдоподобным, искусственным планом, созданным каким-то враждебным разумом.

Возвращаясь к определению жанра – нет, это не роман. Конечно, в мировой литературе бывали случаи, когда авторское слово преобладало над всеми литературоведческими штудиями (сейчас мне напомнят знаменитую «поэму» Гоголя). Но уверяю вас, что наш подозреваемый Андрей Федоренко не так уж и прост и допустил подобную «неточность» по совершенно иной причине.

2. (Не)детектив

Если вы читаете в аннотации про «криминальную» историю, то, естественно, ожидаете, что в тексте рано или поздно произойдет преступление. И заранее, знакомясь с персонажами, примеряете на них роль преступника. Однако книгу также называли триллером – текстом, который по определению должен вызывать у читателя чувство страха, беспокойства и сильного ожидания. Однако «Жэтон» не пугает и не беспокоит. Автор не распыляется на это, прекрасно понимая, что его задумка в другом. Персонажи, описанные автором с нарочитой детализацией, и предполагаемое читателем «преступление», тем не менее, формируют желаемый эффект – та самая описанная выше «примерка» маски преступника на каждого из героев. Одно но – спойлер – это ожидание разряжается не типичным для детективов или триллеров образом, а сюжетным поворотом. Следует отметить, своеобразным. Только вот, как ни крути, совершенно не детективным.

Снова обман читателя? Именно.

И еще один фрагмент мозаики авторской задумки.

3. (Не)жетон

Название на обложке намеренно вводит в заблуждение. Могу вас уверить, что это всего лишь red herring, особый трюк, чтобы отвлечь ваше внимание. «Юбилейный» жетон главного героя появляется всего пару раз за весь текст, да и в принципе «раскручивать» эту тему автор начинает только в конце. И в конце концов жетон становится ненужным и совсем исчезает, брошенный в ночную тьму. Дело вообще не в жетоне. Или – не в жетонах, которых ближе к финалу романа даже становится больше.

На самом деле этот кусочек пластика – всего лишь крючок, просто предлог, просто толчок. Для чего, спросите вы? Вопрос неплохой.

Но лучше спросить – для кого.

Для автора, конечно.

4. (Не)автор

Здесь вы, как те элегантные гости в мрачном викторианском коттедже, должны ахнуть в один голос.

Но, дамы и господа, это чистая правда: Андрей Федоренко не является автором первых семи частей своего романа.

Дело в том, что свой «будущий разговор» с частным детективом Гриневичем записал сам главный герой «Жэтона». Виктор Рак (псевдоним).

Подумайте сами: неоднократно подчеркивается, что для Рака-поэта детективное произведение, над которым он работает, – это первая попытка прозы. Из этой неопытности (и по определенным личным причинам) следуют как персонажные установки, так и параноидально упорядоченные связи между людьми и событиями, а также необъяснимые «мистические» способности Лю. Образ самого Рака его же (авторскими) стараниями кажется, с одной стороны, вполне комплементарным, с другой – выставлен в свете клишированного образа «слабого поэта». Он преподносит события в удобном для себя свете и даже (намеренно) не завершает текст, с которым знакомится Гриневич. Так что последний сам делает выводы и «дополняет» текст – на свой лад, логической цепочкой сковывая факты в полноценный детектив. Даже эпизод, когда после прочтения текста Гриневич вырастает в свете настольной лампы (а Рак, наоборот, уменьшается), показателен. Ведь на мгновение Гриневич становится соавтором, творцом.

Но только на мгновение.

Потому что в «Жэтоне» перед нами не просто «ненадежный рассказчик».

Перед нами «ненадежный автор».

Однако нельзя сказать, что Федоренко вообще нет в тексте, что он был поглощен стилизацией под собственного персонажа. Размышления о белорусском языке и литературе, об отношении к писателям в современном обществе, о литературе как таковой – не создан ли роман именно для транслирования этих идей?

Ведь Андрей Федоренко с самого начала создавал не детектив, а постмодернистский «текст в тексте», головоломку. Игру с читателем, с вами, с вашим опытом чтения, эрудицией.

Это произведение не об убийстве и наказании. Это прежде всего о творце и творчестве. О родстве изобретения с изобретателем, о «власти творца над своими героями».

«Нешта падказвала яму, што гэта і ёсць адзіная ў свеце сапраўдная ўлада, хаця б таму, што яна самадастатковая, ёй нічога не пагражае: ні выбары, ні рэферэндумы, ні путчы з рэвалюцыямі, яе ніколі ні пры якіх абставінах ніхто не адбярэ, ды і прэтэндаваць на яе наўрад ці будзе».

Такое вот неожиданное обличение. А выстрелов здесь нет.

Обманула.

В нашем Блоге профессионального читателя можно познакомиться с еще одним отзывом на более раннее произведение А. Федоренко.

Новости

Участие в конкурсе проекта MOST

30 Окт 2020

Проект Европейского Союза MOST объявил конкурс на короткий рассказ о происшествиях и впечатлениях участников стажировок. Интересные, забавные или курьёзные истории случаются ведь даже в серьезных профессиональных поездках. Победителями конкурса стали в том числе специалисты Национальной библиотеки Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

30 Окт 2020

Заслуженный архитектор страны, дважды лауреат Государственной премии Республики Беларусь Михаил Климентьевич Виноградов ушел из жизни 29 октября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Белорусском союзе архитекторов.

Новости библиотек

Продвижение ресурсов виртуального читального зала НББ

30 Окт 2020

29 октября состоялся онлайн-семинар виртуального читального зала НББ для сотрудников Президентской библиотеки Республики Беларусь. Профессиональная встреча была посвящена одному из самых актуальных вопросов библиотечного обслуживания в современных условиях – использованию лицензионных электронных информационных ресурсов.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

"Бу!": путеводитель по домам с привидениями в литературе

30 Окт 2020

Что может быть более привлекательным и одновременно пугающим для читателя, чем дома с привидениями? За более чем сотню лет мы стали свидетелями множества печальных историй, где главные герои заключают сделку века и покупают дом, в котором они сами – нежданные гости. Мечта превращается в кошмар, а родные стены больше не кажутся безопасными. Представляем вам путеводитель по самой мистически опасной недвижимости в литературе!

Авторский взгляд

30 октября – 115 лет со дня рождения народного художника Беларуси, выдающегося скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905–1986)

30 Окт 2020

Имя художника хорошо известно не только знатокам белорусского искусства ХХ века, но и многочисленным гостям нашей страны. Ведь среди наиболее известных туристических объектов мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой, Курган Славы, монумент Победы в Минске и многое другое, автором или соавтором создания которых являлся Андрей Онуфриевич Бембель.

По страницам белорусского календаря

Свободное программное обеспечение для создания краеведческих ресурсов библиотек (+видео)

29 Окт 2020

22 октября в рамках VII Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры» Виктор Пшибытко провел онлайн мастер-класс «Использование свободного программного обеспечения для создания краеведческих ресурсов библиотек».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111