ГлавнаяНовостиАвторский взгляд
17 сентября – 190 лет Гродненской областной научной библиотеке им. Е.Ф. Карского
XI Львовский международный библиотечный форум

Культ чтения и диктатура читальни: роман Михаила Елизарова «Библиотекарь»

Культ чтения и диктатура читальни: роман Михаила Елизарова «Библиотекарь»
Другие новости

Маргарита Латышкевич

Есть книги, которые читаешь со смешанными чувствами. В которые погружаешься медленно, как в тяжелые соленые воды. Глава за главой – и с головой. И вроде бы стиль тяжеловат, и с авторской позицией, которая явственно просвечивает, не всегда (и не особо) согласен, и вроде бы градус абсурда нарастает, а вырваться никак: затянут глубинным течением сюжета.

«Библиотекарь» Елизарова как раз таков.

Я наткнулась на роман, отыскивая среди многоцветья современной прозы что-нибудь особенно интересное. Название приглянулось, ведь звонкое наименование профессии, вынесенное в заголовок, невольно набирает весомости, обрастает эпичностью, что ли. Кроме того, роман попал в лонг-лист премии «Русский Букер» за 2008 год, а это значит, что текст довольно высоко оценили эксперты. За мнением экспертов порой так удобно прятаться, мол, а что я-то? Вот авторитетные люди лучше знают. Тем не менее, даже самые авторитетные критики порой ошибаются, потому тем интереснее знакомиться с «премиальными» произведениями. Номинация на любую премию, таким образом, не столько означает высокое качество какого-либо произведения, сколько возможный повод для раздумий. А поэтому кардинально расходящиеся мнения критиков, «тянет на Букера или нет», меня лично не особенно интересуют.

Ведь ключевой вопрос, который стоит задавать относительно любой книги на свете: стоит читать или нет?

«Быть или не быть?». Только относительно читательского бытия.

Сюжет романа довольно прост. Существуют книги ныне забытого советского писателя-фронтовика, обладающие магическими свойствами. Например, дают на определенный срок радость, невосприимчивость к боли, силу убеждения и так далее. Для получения этих магических свойств читатель должен выполнить несколько условий при прочтении (в частности, прочесть книгу внимательно и без перерывов). Главный герой (Алексей Вязинцев) оказывается вовлечен в столкновение кланов собирателей таких книг, действующих тайно, чтобы не привлечь внимание общества к наделяющим силой артефактам. В силу обстоятельств герой становится во главе одного из таких кланов, участвует в битвах за главенство, политических интригах. В итоге же герой, собрав все магические книги, обретает бессмертие. Становится одновременно жрецом и жертвой, благодаря самоотречению которой над всей страной создается особый защитный «покров», сотканный магией чтения.

Собственно, сам текст романа является записками главного героя, где тот методично упорядочивает известную ему информацию о магических книгах, одновременно знакомя нас с художественным миром, его мифологией и терминологией читателя. Первые главы довольно сухо и энциклопедично излагают историю «волшебных» книг и возникновения враждующих кланов-«библиотек». В последующих разделах даются своеобразные дневниковые записи главного героя, где упомянутый «энциклопедизм» актуализируется и оживает.

«Закодированный подтекст» книг (вернее, Книг, ведь в романе Елизарова они сакрализируются) воздействует на психику читающего подобно гипнозу – и одаряет суперспособностями. Прочтение же всего условного «комплекта» одаряет читателя поистине богоподобными качествами.

Собственно, что привлекает в романе, так это именно сакрализация бумажной книги. Чтение приравнивается к священнодействию (а библиотекарь, соответственно, к жрецу данного «культа»), враждующие кланы чтецов носят священные книги, словно иконы, в киотах, в качестве знамен. Средневековый концепт скрытого от глаз непосвященных знания накладывается на довольно ярко изображенную современную автору реальность. Вообще, автору свойственна грубоватая вещественность, даже физиологичность описаний. Эта приземленность своеобразно сочетается с мистическим элементом, крепче привязывает фантастику к действительности. Впрочем, есть и околонаучное объяснение, которое М. Елизаров вкладывает в уста одного из персонажей и которое сводится к нейролингвистическому программированию.

Вообще говоря, образ главного героя довольно откровенно отсылает к примерам популярного жанра фантастических произведений – так называемым историям о «попаданцах». Разумеется, Алексей Вязинцев не перемещается в чуждый ему фэнтезийный мир. Его путешествие и город, в который он прибывает, чтобы вступить в наследство, вполне реалистичны. Однако градус абсурдности (и жестокости) постепенно нарастает, Вязинцев неожиданно включается в игру тайного общества, возглавляет его, участвует в битвах и интригах. Как и новичок-«попаданец», который перемещается в фантастический мир, герой Елизарова предстает фокусной точкой – персонажем, с которым читателю проще себя ассоциировать.

Символично, что все кланы стараются отыскать утерянную Книгу Смысла. Такая аллюзия на поиски смысла современным человечеством. Сам автор этот Смысл (именно с большой буквы) раскрывает в эпизодах, связанных с воздействием Книги Памяти, в которых создается сложный мифологический конструкт на основе некой обобщенной памяти об СССР. Для М. Елизарова, по его собственному признанию, было важно «поговорить о той стране, где существовали какие-то другие ценности. Где практиковалась почти платоновская метафизика: важна была идея, а не её материальное воплощение». И фантастические элементы автор рассматривает как «ферменты, облегчающие пищеварение» – переваривание идеи.

В чём же тут суть? Ностальгия по советскому детству, по времени подвигов и «черно-белому» выбору пронизывает память главного героя. Ностальгия по несбывшемуся растет из неполноценности личности, вызванной недостатком высшего Смысла, поисками которого заняты все посвященные в книге. Неприкаянность Вязинцева до его «посвящения» в Библиотекари резко контрастирует с его действиями после принятия должности, а заключительная Книга Памяти, которую Вязинцев получает в своем заточении, приводит его к подвигу во имя чего-то большего. Читателя же, соответственно, всё это подводит к мысли (независимо от читательского отношения к советскому наследию): современному человеку также нужна великая Идея, некий грандиозный Миф, в который хочется верить, ради которого стоит (по-гамлетовски) быть.

Что же в итоге? Если получится успешно прорваться сквозь нарочитый энциклопедизм первых разделов, если не покоробит от донельзя романтизированного образа славного прошлого, если не утомят скучноватые и затянутые сцены битв – книга, несомненно, захватит. Сакрализация Книги и чтения как такового, несомненно, импонирует, да и в самом финальном образе Вечного Чтеца, несмотря на гротескность такого финала, есть обаяние былинной эпичности.

Читать ли «Библиотекаря»? Да. Не гарантирую, что понравится, но что заставит задуматься – это определенно.

Новости

Участие в конкурсе проекта MOST

30 Окт 2020

Проект Европейского Союза MOST объявил конкурс на короткий рассказ о происшествиях и впечатлениях участников стажировок. Интересные, забавные или курьёзные истории случаются ведь даже в серьезных профессиональных поездках. Победителями конкурса стали в том числе специалисты Национальной библиотеки Беларуси.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

30 Окт 2020

Заслуженный архитектор страны, дважды лауреат Государственной премии Республики Беларусь Михаил Климентьевич Виноградов ушел из жизни 29 октября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Белорусском союзе архитекторов.

Новости библиотек

Продвижение ресурсов виртуального читального зала НББ

30 Окт 2020

29 октября состоялся онлайн-семинар виртуального читального зала НББ для сотрудников Президентской библиотеки Республики Беларусь. Профессиональная встреча была посвящена одному из самых актуальных вопросов библиотечного обслуживания в современных условиях – использованию лицензионных электронных информационных ресурсов.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

"Бу!": путеводитель по домам с привидениями в литературе

30 Окт 2020

Что может быть более привлекательным и одновременно пугающим для читателя, чем дома с привидениями? За более чем сотню лет мы стали свидетелями множества печальных историй, где главные герои заключают сделку века и покупают дом, в котором они сами – нежданные гости. Мечта превращается в кошмар, а родные стены больше не кажутся безопасными. Представляем вам путеводитель по самой мистически опасной недвижимости в литературе!

Авторский взгляд

30 октября – 115 лет со дня рождения народного художника Беларуси, выдающегося скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905–1986)

30 Окт 2020

Имя художника хорошо известно не только знатокам белорусского искусства ХХ века, но и многочисленным гостям нашей страны. Ведь среди наиболее известных туристических объектов мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой, Курган Славы, монумент Победы в Минске и многое другое, автором или соавтором создания которых являлся Андрей Онуфриевич Бембель.

По страницам белорусского календаря

Свободное программное обеспечение для создания краеведческих ресурсов библиотек (+видео)

29 Окт 2020

22 октября в рамках VII Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры» Виктор Пшибытко провел онлайн мастер-класс «Использование свободного программного обеспечения для создания краеведческих ресурсов библиотек».

Новости Национальной библиотеки Беларуси


111