ГлавнаяНовостиАвторский взгляд
Жить как в сказке: с наступающим 2019 годом!
Топ-7 самых ожидаемых книжных новинок декабря

Коляды – время, когда белорус становится посредником между Богом и людьми

Коляды – время, когда белорус становится посредником между Богом и людьми
Другие новости

Кому можно было грешить на Коляды и как замаливали грехи на Крещенье? Почему белорусское колядование не хуже европейского карнавала? Сколько блюд подавали на праздничный стол? Какие колядные образы примеряли на себя наши предки? Тайны любимого на Беларуси праздника – в интервью с известным фольклористом и лидером этно-трио «Троіца» Иваном Кирчуком.

Иван Иванович более 30 лет исследует культурные традиции и обряды белорусов. Специально для интернет-портала Национальной библиотеки мы попросили его рассказать о колядных традициях наших предков.

В дни поста игрались только волчьи свадьбы

Мы привыкли ассоциировать Коляду с покупками, подарками, образом Козы и Медведя. А у наших предков существовала определенная система подготовки к праздникам. Если говорить о колядном периоде, то предшествовал ему Филипповский пост, который длился семь недель. Люди в это время не играли свадьбы, потому что было запрещено. Считалось, что в такие дни играют только волчьи свадьбы.

kirchuk_1.jpg

В этом есть доля правды – человек заканчивал сельскохозяйственные работы к концу года, собирал урожай, раскладывал по полочкам и, конечно же, имел право отдохнуть. Отдых был духовный. Женщины собирались на вечерки. Телевизора раньше не было, компьютера тоже, поэтому люди проводили время за работой. Мужчины занимались своим делом, женщины все вместе ткали постилки, рушники, помогали девушкам делать свадебные пояса.

kirchuk_2.jpg

Можно ли было в пост петь

Сейчас трудно представить, как было раньше, но есть такое понятие как «постовые песни». То есть в это время белорусам запрещались развлечения, свадьбы, но разрешались постовые, святые и духовные песни. Они необычного содержания: например, как душу вели мимо рая три ангела или «Плакаўся Адам, перад Богам стоячы, што мы на той свет пойдзем, нічога з сабой не возьмем». Есть баллады с иным содержанием или, например, поучительные истории про нерожденных деток. Слушая такие песни, думаю, маленькие девочки понимали, что если творец или Бог дает тебе ребенка, то его нужно сохранить. Детям на Беларуси радовались, потому что род увеличивался, как грибница, разрастался.

kirchuk_3.jpg

К праздникам приходили не загруженные едой и токсинами

Период поста был связан не только с работой – женщины ткали постилки-рушники, а мужчины плели лапти, например. Люди успокаивались, останавливали этот бег, который был во время сельскохозяйственных работ. К тому же вечера становились темными, и уже никуда не пойдешь, поэтому собирались в какой-то хате или каждый у себя, горела лучина. Конечно, звучали былины, баллады, духовные стихотворения. Любая тематика, связанная с какой-то духовной жизнью, с погружением.

То, что современные молодые люди ищут – медитация, различные тренинги в других странах, существовало и в Беларуси, просто поменялась наша жизнь. Когда пост был не только в еде, но и в мыслях, в остановке работы, тогда он имел большое значение. Поэтому люди готовились к нему, выдерживали пост.

kirchuk_4.jpg

Мы сейчас живем в таком ритме, что трудно представить какой-то отказ от еды совсем или другие ограничения. Поэтому я бы исходил из следующего: перед тем как перейти к празднику, почти всегда белорусы обязательно должны были пройти какие-то очистительные процедуры, связанные с постами или воздержанием. Тогда человек приходит готовым к празднику, по-иному его воспринимает. Не загруженный информацией, не загруженный едой или токсинами-ядами, а как бы другой, чистый телом и душой.

Сколько блюд подавали на праздничный стол

Я всегда вспоминаю свою бабушку, она прожила в Лиде до 96 лет. Она каждый год, сколько могла, ждала первую звездочку. Мы тоже рассматривали на небе, есть ли эта звездочка. Бабушка не накладывала на себя, как католичка, тяжелый пост, но целый день не ела. Мы тоже, подрастая, делали, как бабушка, старались до вечернего стола ничего не кушать. У нас, как у католиков, и вообще во многих регионах Беларуси первое за столом – это постная кутья.

По-старому с 24 на 25 декабря была постная кутья, поэтому готовили 12 блюд. В разных регионах могло быть по-разному, но считается, что 12 апостолов, поэтому столько блюд – такое объяснение было у бабушки.

Интересно, что деревенская традиция не позволяла эти блюда покупать. Ты должен был их сам приготовить, из своих продуктов.

Колядовщики выступали посредниками между Богом и людьми

Считается, что предки оказывались очень близко к нам в образе колядующих. Будто такой человек, переодетый, – он между нами и Богом, между мирами, а за этим уже – Бог. И дальше, как ты видишь: это мог быть солнце-бог, потому что Коляда – это рождение молодого солнца, набирающего свою силу до Купалья. Почитание солнца как символа тепла, как божества необязательно христианская традиция, ведь Ярила был языческим богом. Христианству две тысячи лет, но мы не знаем, где начинается и заканчивается язычество.

kirchuk_5.jpg

Поэтому мне кажется, что белорусский фольклор – это синтез древних отголосков языческой культуры и христианства, которые сплелись вместе. Только сейчас добавилось много нового: все идет вперед, мы городские жители, хотя в каких-то деревнях некоторые традиции до сих пор существуют и их поддерживают на местах.

А вот само колядное переодевание бывает разным. На Полесье могли Тура водить, Быка, Корову и Смерть. Бывают смешные моменты, когда колядующие чуть ли не живую собачку водят рядом, как делают в Речицком районе. Коза, Медведь и настоящая собачка, но, может, это единичная запись в моей практике. Различные игры, связанные с Ящером, – это тоже отголоски язычества.

Сколько всего кутей у белорусов, или Как проходил белорусский колядный карнавал

На первую, постную кутью ставили 12 блюд, бабушка также застилала солому или сено под скатерть, на всех делилась облатка, кутья. Это был довольно-таки мощный семейный праздник. Мы старались, где бы ни находились, вернуться в это время домой. Такова была традиция в семье. И она сохранилась во многих регионах Беларуси. Все спешат за стол с родителями, бабушками и дедушками.

А дальше все было уже связано с Новым годом, это щедрая кутья. Начинали ходить колядные толпы, носить Вифлеемскую звездочку как символ того места, где родился Христос. И здесь, конечно, у нас карнавал не хуже европейского, потому что количество переодетых было большим. Начиная с того, что ходили в образе Деда с Бабой в каких-то вывернутых кожухах. Это больше напоминало, будто предки пришли к тебе смотреть, что ты сегодня на столе имеешь, насколько богат. Целый год ты мог немножко голодать, но уж на Коляду ты должен был накрыть стол так щедро, чтобы он трещал от еды.

Поэтому и щедро одаривали колядующих. Здесь среди персонажей и Медведь, и Коза, и Конь, Цыгане, Доктор. На Полесье Волк пугает детей, Смерть, Черт, в общем, карнавал еще тот. Детали зависели от региона, местных нововведений.

kirchuk_6.jpg

Народ смотрит телевизор, видит, что можно маску Козы сделать. К слову, в старые времена маски никто не делал, потому что это был грех. И переодеваться грех, и ворожить тоже. Поэтому люди, которые занимались этим, должны были на Крещение окунуться в полонку, чтобы смыть свои грехи. Крещение относится к третьей кутье, водяной.

Постная, потом щедрая на Новый год и водная – и вот закрываются Коляды.

Можно ли было гадать на Коляды?

На протяжении Коляд немного разрешалось ворожить, потому что есть довольно безобидные вещи. Где-то девушки выбегали на улицу, набирали в подол щепок, считали – четное или нечетное количество. Четное – выйдешь замуж в этом году, нечетное – не выйдешь.

Выбегали на дорогу, слушали, как собака лает: «Калі хрыплы брэх сабакі, то муж будзе стары. Звонкі – муж будзе малады».

Или есть варианты, где одну ногу девушка не разувала и так ложилась спать. Чтобы пришел милый во сне, кто ей расшнурует ботик, за того и замуж пойдет. И так далее. Эта ворожба была довольно безобидная.

kirchuk_7.jpg

Коляда – это рождение молодого солнца

Некоторые традиции существовали, видимо, не сотни лет, а гораздо дольше, потому что колядные вечера считаются святыми. В это время идет борьба добра и зла, темноты и света, ведь уже начинает прибывать день. А на Купалье наоборот – убывать. Поэтому колядующие разжигали костры, поднимали какие-то колеса, бочки высоко в небо, для того чтобы солнышко прибывало. И точно так же на Купалье катили колесо с горы зажженное, потому что день уже начал убывать.

Подробнее узнать о колядных традициях белорусов, праздновании Рождества и Нового года можно из книг, альбомов, аудио- и видеоматериалов, собранных в фонде Национальной библиотеки Беларуси. Предлагаем вашему вниманию некоторые из изданий:

  • Большая книга Рождества, составленная Наталией Будур и Иваном Панкеевым : сборник / худож.: Т. Хрычева, А. Акишин. – М. : ОЛМА-пресс, 2000. – 858 с.
  • Гурский, А. И. Святкаванне каляд на Беларусі / А. И. Гурский. – Минск : Універсітэцкае, 1998. – 95 с.
  • Зімовыя святы : дапам. для настаўнікаў і выхавальнікаў / аўт.-уклад.: А. Аляхновіч, А. Лозка. – Мінск : Беларусь, 1999. – 159 с. – (Бібліятэчка народных святаў і прысвяткаў).
  • Коровина, Е. А. Легенды, символы и традиции Рождества и Нового года : [правда и вымысел, приключения, любовь и магия … : иллюстрировано старинными открытками] / Е. А. Коровина. – М. : Центрполиграф, 2014. – 414 с.
  • Лозка, А. Ю. Феномен Новага года ў беларускім фальклоры / А. Ю. Лозка ; Беларус. дзярж. пед. ун-т. – Минск : БДПУ, 2004. – 163 с.
  • Празднуем старый Новый год / авт.-сост. Л. С. Конева. – М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2006. – 95 с.
  • Сальникова, А. А. История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку / А. А. Сальникова. – М. : Новое литератур. обозрение, 2012. – 236 с. – (Культура повседневности).
  • Терешкович, Т. А. Зимние праздники : Традиции. Обряды. Украшения. Кухня / Т. А. Терешкович. – Минск : ООО «Хэлтон», 2000. – 254 с.
Интервью с Иваном Кирчуком прошло в созданной им при Институте белорусской культуры этнолаборатории.

Беседовала Яна Полещук, редактор отдела сопровождения интернет-портала.

Новости

Видеоурок по основам поиска в веб-каталоге Национальной библиотеки Беларуси

12 Ноя 2019

Онлайн-каталог Национальной библиотеки Беларуси – самый посещаемый и востребованный информационный ресурс библиотеки. Это платформа для поиска документов из фондов библиотеки, лицензионных баз данных и информационных ресурсов открытого доступа.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Семинар-практикум «Китабы – уникальные памятники рукописной книжности»

14 Ноя 2019

27 ноября в Национальной библиотеке стартует семинар-практикум, посвященный изучению уникальных памятников белорусской книжной культуры – китабам.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Тайны парижских подмостков

14 Ноя 2019

С 14 ноября по 10 декабря в зале документов по искусству (пом. 306) проходит книжно-иллюстративная выставка «Тайны парижских подмостков», посвященная 155-летию со дня рождения выдающегося французского живописца и графика Анри де Тулуз-Лотрека (1864–1901).

Книжные выставки

Спектакль в библиотеке: малышам показали сказку о настоящей дружбе

6 Ноя 2019

«Как развлечь ребенка на каникулах?» – думают воспитатели, учителя и родители школьников. Но постоянных гостей Национальной библиотеки Беларуси не заботит этот вопрос. Они знают, что их малышей ждут увлекательные спектакли в нашем конференц-зале.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Художник лирики и драмы

14 Ноя 2019

C 14 ноября по 3 февраля в зале нотных и аудиовизуальных документов (пом. 305) проходит выставка «Художник лирики и драмы», посвященная 100-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга.

Книжные выставки


111