В Национальной библиотеке Беларуси имеется свой музей книги и изучается история музеев книжной культуры в мире. Предлагаем «путешествие» в самый старинный музей книги в Европе – музей Плантена-Моретуса.
В этом году выдающемуся печатнику Кристофу Плантену исполняется 500 лет. Типография, которую он основал в Антверпене, сегодня является музеем, хранящим, исследующим и популяризирующим наследие о великом печатнике. Музей Плантена-Моретуса – это триста лет книгопечатания и семейной истории.
В 1555 г. Кристоф Плантен основал типографию, которая стала одной из ведущих в Европе и работала более трех столетий. За 34 года деятельности Плантен выпустил почти 2 тыс. книг на разных языках! Книги отличались высоким полиграфическим качеством, безупречной точностью текстов и изысканностью художественного оформления. После смерти Кристофа Плантена в 1589 г. работу продолжила его семья. Потомки Плантена не только поддержали на высоком уровне типографское дело, но и сберегли документальную память об основателе. С 1877 г. полностью сохраненная типография с типографским оборудованием является музеем.
В 2005 г. музей Плантена-Моретуса в Антверпене стал первым музейным учреждением, включенным в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей является редким источником информации о семейной династии печатников, культурной, социальной и промышленной истории города. Музей уникален тем, что объединяет в себе жилой дом и старинную типографию. Дом дошел до наших дней в редкой сохранности и относится к архитектурным шедеврам. Ансамбль здания состоит из нескольких построек, соединенных друг с другом, и уютного внутреннего дворика.
10 интересных фактов о музее Плантена-Моретуса:
1. Это старейший музей книги в Европе. В 1876 г. последний собственник типографии Эдвард Моретус продал историческое здание фирмы вместе со старинными печатными станками и шрифтами правительству города Антверпена. Уже через год предприятие было быстро преобразовано в музей и открыто для посещения.
2. Во время Второй мировой войны музей не работал. Библиотека и все ценные предметы были собраны в огромное количество сундуков. Изначально они хранились в замке Лаво-Сент-Ан, а потом их переместили в подвалы Национального банка в Брюсселе. В 1945 г. музейный комплекс едва избежал полного разрушения. Восточное крыло музея было сильно повреждено от взрывов бомб. С 1947 г. происходили реставрационные работы. В 1951 г. восстановленный комплекс с экспозицией вновь был открыт для посетителей.
3. В 1992–1993 гг. во дворе дома был создан «ботанический сад» с растениями и травами, которые выращивались в конце XVI – начале XVII веков.
Двор украшен бюстовыми скульптурами XVII–XX вв. знаменитых жителей дома. В центре – бюст Кристофа Плантена.
4. Коллекция живописи музея включает 151 произведение, в том числе 71 портрет. Третий руководитель типографии Бальтазар I Моретус попросил своего друга детства Питера Пауля Рубенса написать портреты представителей семьи. В 1612–1616 гг. по заказу Рубенс создал 12 портретов. Часть портретов находится в музейной экспозиции. Посетителям можно присесть возле камина, спокойно рассмотреть семейные портреты и почувствовать атмосферу дома.
Центральный экспонат – портрет Кристофа Плантена, написанный Питером Паулем Рубенсом.
Рубенс писал портрет после смерти Кристофа Плантена. Для его создания он использовал прежнее произведение, написанное при жизни Плантена в 1584 г., также хранящееся в музейной коллекции. На полотнах печатник держит книгу и циркуль, являющийся частью логотипа типографии.
Музей носит имена Плантена-Моретуса, т.к. после Кристофа Плантена типография перешла к зятю Яну Моретусу, которого также написал великий Рубенс.
5. Питер Пауль Рубенс был художником типографии, не только создавшим портреты, а также оформлявшим книжные фронтисписы, титульные листы и иллюстрации.
В Национальной библиотеке Беларуси хранится книга с гравированным титульным листом (медерит) по эскизу Рубенса. Гравером является Корнелис Галле. Автор книги – Матей Казимир Сорбевский (1595–1640), поэт, философ и теоретик литературы. Он преподавал в Полоцком иезуитском коллегиуме, Несвижском иезуитском коллегиуме и Виленской иезуитской академии. Сорбевский известен как выдающийся латиноязычный поэт. Долгое время стихи Сорбевского изучались в европейских учебных заведениях XVІІ–ХІХ вв. как совершенный образец новолатинской поэзии. Наиболее прославленным его изданием считается «Lyricorum libri IV», напечатанное в типографии Плантена в 1632 г. и вышедшее пятитысячным тиражом.
6. Узнать плантеновские издания довольно легко: по типографской марке «Золотой циркуль». Изображение содержалось в книгах, произведениях искусства и отделке дома. В музее для юных посетителей даже предлагается квест: необходимо найти и зафиксировать все «циркули» в музейном пространстве. А их здесь десятки! Уже при входе на здании помещена скульптура 1640 г. с изображением издательской марки.
Яркая вывеска в экспозиции с изображением марки создана в XIX–XX вв. В центральной части – рука, опускающаяся из облаков и держащая циркуль, и надпись «Labore et constantia» («Работа и постоянство»). Прямая и неподвижная ножка циркуля олицетворяет постоянство, подвижная – работу.
И, конечно, издательская марка «Золотой циркуль» размещалась в книгах: на титульном листе либо в конце книги. Первоначальный вариант марки был лаконичен, но постепенно ее дизайн усложнялся и к основной части добавлялись различные украшения. Почти каждое изображение марки отличается своими декоративными элементами, и для каждой создавалась отдельная доска.
В знаменитом издательстве Плантена-Моретуса в Антверпене при жизни автора была напечатана знаменитая «Перегринация»
Николая Радзивилла Сиротки. Это было второе издание на латинском языке (первое вышло в Бранево в 1601 г.). В фонде Национальной библиотеки Беларуси имеется экземпляр, особенность которого в том, что он происходит из Несвижской библиотеки Радзивиллов. На последнем листе экземпляра помещена издательская марка.
7. При типографии существовал книжный магазин, ориентировавшийся на розничную торговлю. Книги продавались здесь без переплета. Чтобы книги были переплетены, клиент должен был воспользоваться услугами переплетчика. И сегодня книжный магазин с прилавком и шкафами по-прежнему полностью оборудован для продажи книг – вплоть до денежных весов для проверки серебряных и золотых монет.
8. Библиотекой пользовались все сотрудники типографии. Продукция конкурентов помогала корректорам и печатникам подготовить новые издания на высоком научном и полиграфическом уровне. Сегодня в библиотеке хранится около 25 тыс. книг, напечатанных до 1800 г., в том числе 36-строчная Библия Гуттенберга. Это один из 14 экземпляров, сохранившихся в мире. В музейном пространстве библиотека организована как гуманистическая частная библиотека XVII века. С высокими полками, заполненными книгами, расположенными в соответствии с форматом, стендами для чтения, глобусами и бюстами. Гипсовые бюсты на книжных полках – греческие и римские ученые и императоры. В центре музейного зала представлен шедевр печати Плантена – восьмитомная «Библия полиглота», в которой текст Библии излагается на пяти языках.
9. В музее хранятся самые старые в мире типографские станки, два из которых – конца XVI в. Пять прессов, сохранившихся с XVII и XVIII вв., все еще в рабочем состоянии. Коллекция гравировальных досок насчитывает 14 тыс. и является самой большой в мире. Коллекция гравюр насчитывает более 20 тыс. произведений и посвящена художникам Антверпена с 1500 г. по сегодняшний день. Богатые архивы XVI–XX вв. рассказывают о повседневной жизни типографии, домах, а также о живших и работавших здесь людях.
10. Музей предлагает своим посетителям интересные программы для разного возраста. Здесь можно самому напечатать текст и гравюру на старинном верстаке либо на музейных занятиях вырезать игрушечного Кристофа Плантена с женой.
В музее есть свой читальный зал и онлайн-каталог, в котором отражены все коллекции музея.
В течение года в Антверпене проходили научные мероприятия и популярные акции к 500-летию Кристофа Плантена, в том числе световое шоу на фасаде здания музея.
Национальная библиотека Беларуси также отмечала юбилей нидерландского печатника и в этом году подготовила следующие материалы:
- Дизайн издательской марки Кристофа Плантена: взгляд через 500 лет
- «Правененцыі беларускіх гістарычных кнігазбораў у калекцыі Plantiniana Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі» (доклад в рамках XVI Международных книговедческих чтений)
- Создаем собственный дизайн издательской марки Кристофа Плантена
- «Plantiniana» в фонде Национальной библиотеки Беларуси
Материал подготовила Татьяна Сапего, заведующая сектором научно-проектной работы научно-исследовательского отдела книговедения.
Фото использованы с портала музея Плантена-Моретуса, из электронного каталога Национальной библиотеки Беларуси и архива автора.