…Поўніцца шчасцем чалавек са справядлівым сэрцам і замілаванасцю да роднай зямлі і роднага неба…

Кузьма Чорный


«Человек – это целый мир». Именно так считал Кузьма Чорный – выдающийся писатель, яркий представитель белорусской прозы, талантливый драматург и публицист, литературный критик и переводчик. Его мир был многогранен и необъятен: разнообразие жанров, знание человеческих характеров, глубокая связь с повседневной жизнью народа, любовь к своей родине и корням, прекрасное владение народной речью, мастерство психолога и понимание души Человека...

Кузьма Чорный (настоящее имя Николай Карлович Романовский) родился 24 июня 1900 г. в имении Борки, на Случчине (ныне Копыльский район Минской области). Род Романовских был крестьянским: кто-то работал на княжеской земле, другие отбывали панщину дома, занимаясь ткачеством. Например, деды Кузьмы Чорного Михал Парибок и Феликс Романовский были ткачами. Предки будущего писателя всегда жили в бедности и лишениях, но были трудолюбивыми, упорными и честными людьми.

Родители Кузьмы Чорного, Карл Феликсович и Гликерия (Глицера) Михайловна, служили батраками у пана Эдварда Войниловича. Семья Романовских была большая: пятеро детей, Николай старший. Вспоминая свое детство, он писал:

«Гэта быў жудасны час, калі кавалак хлеба і палатняная рубашка – адна на год, здаваліся шчасцем. Так жылі ўсе тыя людзі, сярод якіх я вырас і выгадаваўся. Так жыў народ».

Пианино Кузьмы Чорного.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы.

Мать Кузьмы Чорного была простой женщиной, но начитанной и мудрой. Когда-то из-за бедности, не имея возможности учиться, она твердо решила дать хорошее образование своим детям. Благодаря матери, маленький Николай быстро научился читать, даже помнил свою первую книгу – сказку «Конек-Горбунок» П. Ершова, которую ему подарил странствующий торговец.

В 1908 г. семья ради образования сына оставила панскую службу и переехала на родину Карла Феликсовича в местечко Тимковичи между Несвижем и Копылем. Здесь Николай Романовский окончил народное училище, где показал себя очень способным: он хорошо рисовал, чрезвычайно тянулся к музыке, даже сам научился играть на балалайке, фисгармонии, пианино, пел вместе с матерью в церковном хоре, очень любил книги.

Но не только учеба и художественное творчество занимали его: мальчик восхищался природой, в чем была заслуга и матери, и деда Михала, которые много времени посвящали прогулкам с детьми по родным местам, играли в Скипьёвском лесу, любовались величием деревьев, слушали, как «хвоі гавораць», наслаждались пением птиц. Тимковичи, родная природа, речь и быт односельчан очень сильно повлияли на творчество Кузьмы Чорного, утверждавшего: «дзе прайшло маленства, там пачынаецца Радзіма».

Речка Мажа в Тимковичах.
Фото В. Паршина. 2010 г.

В 1916 г. Николай Романовский поступил в Несвижскую учительскую семинарию. «Гэта была найбольш зручная школа для тых, хто не меў за што вучыцца: там не бралі платы за навуку…», – напишет К. Чорный в автобиографии.

Несвижская учительская семинария, в которой учился К. Чорный в 1916–1919 гг.

Во время обучения раскрылся его артистический талант: юноша посещал любительский драматический кружок, участники которого, учителя и семинаристы, поставили купаловскую «Павлинку», где Романовский отлично сыграл роль Пранцися Пустаревича. Кроме этого, в свободное время он рассказывал друзьям о Тимковичах и тимковчанах, с соответствующей мимикой и сменой голоса передавал различные смешные происшествия и события из жизни своих земляков. Постепенно стало обычаем, что на перерывах или вечером на квартире Романовский разыгрывал веселые сценки, вроде «як два цімкаўцы сустрэліся» и т.д. Такой артистический талант, образное перевоплощение писателя в дальнейшем раскрылись в ярких драматических произведениях К. Чорного.

В период учебы в Несвижской учительской семинарии Романовский много времени проводил за книгами, посещал Радзивилловскую библиотеку. К этому же времени относятся и первые попытки юноши в литературном творчестве. Свои ранние сочинения, в которых чувствовался стиль Максима Горького, Николай зачитывал друзьям. Они также интересовались литературой, пытались писать и обсуждали произведения друг друга. К сожалению, закончить образование К. Чорному не удалось: в декабре 1919 г. поляки закрыли семинарию, а после их отхода Несвиж остался на польской территории и финансирование учебного заведения прекратилось.

Николай вернулся в родные Тимковичи, где вскоре в 1921 г. от туберкулеза умерла его мать. Нужно было как-то жить дальше, помогать семье... Романовский много работал: сначала в Тимковичском волостном ревкоме, после служил в Слуцком уездном военном комиссариате, где занимался канцелярской работой, потом снова вернулся в Тимковичи, учительствовал в школе. Но вся эта деятельность была не по душе молодому человеку: он хотел учиться дальше, стремился к творческой среде, поэтому в 1923 г. поступил на литературное отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета.

Кузьма Чорный в 1925 г.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы

В этот период молодой прозаик начал активно печататься в минских газетах под псевдонимом Кузьма Чорный. Почему возникло именно такое литературное имя? Известно, что Н. Романовский взял уличное прозвище своего деда по матери, Михала Парибка, которого называли Чорным. Поэт Рыгор Крушина о псевдониме рассуждал так:

“Чаму Чорны, а не Белы, скажам? Ён жа столькі светлага, прыгожага прынёс у беларускую літаратуру багаццем сваёй мовы, яскравым паказам вясковага быту, звычаяў і псіхалогіі беларускага народа. А ці не чорны лёс Кузьмы Чорнага?”

Во время учебы в университете Чорный, чтобы зарабатывать на жизнь, грузил на станциях дрова, нанимался колоть их, но из-за тяжелой работы заболел, даже перенес операцию. После этого он решил найти занятие по силам и работал в редакции газеты «Беларуская вёска». Университет юноше пришлось бросить: много работы и ухудшение здоровья не позволили продолжать образование.


В 1923 г. Кузьма Чорный стал членом литературного объединения «Маладняк», участвовал в первом съезде «маладняковцев».

Анкета делегата первого Всебелорусского съезда «Маладняка» Кузьмы Чорного. 24 ноября 1925 г.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства


С этого времени начинается его творческая активность. В 1925 г. выходят сразу два сборника его произведений из серии «Кніжніца “Маладняка”» – “Апавяданні” і “Срэбра жыцця”.


Литературным наставником Кузьмы Чорного был Змитрок Бядуля. Он рано заметил его талант, среди современников-прозаиков выделял именно Чорного и Зарецкого, отмечая: “гэтыя два паспелі ўжо выявіць свой уласны твар, а не адбітак кагосьці…”.

Вскоре на молодого гения обратили внимание и литературные критики, которые уже в 1920-е гг., опередив будущую творческую судьбу прозаика, назвали его «белорусским Достоевским». Такие сравнения, безусловно, интересны и неслучайны, но Кузьма Чорный – это самобытный писатель, уже в раннем творчестве стремившийся к «беларускаму стылю», «беларускасці моўнага накірунку», созданию ярких образов односельчан: «Мне б на ўсё жыццё хапіла апісваць цімкаўцаў», – часто говорил он. Видно, что молодой прозаик хорошо знал быт белорусской деревни и умел за мелким и обыденным увидеть большое и значительное.

В 1926 г. один за другим выходят сборники рассказов «Па дарозе», «Пачуцці», «Хвоі гавораць».


Уже в начале творчества Кузьма Чорный отличается от друзей-«маладняковцев». Пламенная романтичность стиля была и у него, но писатель хорошо видел, что окружающая жизнь не дает возможности реализоваться высоким мечтам и чаяниям. Прозаик все больше стремился к реалистичности, вдумчивому, тонкому наблюдению за движениями человеческой души: «Праблема жывога чалавека, толькі жывога чалавека захапляе мяне…», – подчеркивал Чорный.

3 мая 1926 г. писатель становится председателем литературного объединения «Узвышша» и одновременно главным редактором одноименного журнала, оставаясь на этих должностях до самого роспуска организации в 1932 г.

Редколлегия журнала «Узвышша»:
стоят слева направа Адам Бабарека і Язеп Пуща,
сидят Кузьма Чорный, Владимир Дубовка, Кондрат Крапива.
Минск, 1927 г.

В ноябре 1927 г. Кузьма Чорный женится на Ревекке Сверановской. Первой его женой была поэтесса Ида Чырвань (настоящее имя Зинаида Кобрик), с которой его отношения не сложились.

Кузьма Чорный с первой женой Идой Чырвань, сестрами и братом. Осень 1925 г.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

В 1928 г. у Романовских родилась дочь Рогнеда, но в жизни ее обычно называли Ирой. По словам самой Рогнеды Николаевны, у нее было даже три имени: «Ірай звала мяне матчына радня. А бацька мяне запісаў на свой лад – Рагнедаю. Калі я ахрысцілася, то далі мне імя Анастасія. Вось такая дзіўная гісторыя атрымалася».

Кузьма Чорный с женой Ревеккой Сверановской. 1927 г.

Кузьма Чорный с дочерью Рогнедой. 1938 г.


В конце 1920-х гг. Кузьма Чорный очень плодотворно работает. Его все больше интересуют большие эпические формы. В 1927 г. начинает печататься его первый роман «Сястра», а в 1928 г. выходит отдельным изданием еще один роман Чорного «Зямля». Почти каждый год у прозаика публикуются новые произведения: отрывки из романа «Вецер і пыл» (1927–1929), повесть «Лявон Бушмар» (1929), «Вясна» (1930). Сборник «Вераснёвыя ночы» (1929) является вершиной мастерства Кузьмы Чорного в жанре рассказа.


У писателя все больше масштабных творческих замыслов и планов. Он мечтал «паказаць у мастацкіх вобразах гісторыю беларускага народа… ад знішчэння паншчыны і да нашых дзён».

В результате были опубликованы романы «Бацькаўшчына» (1931), «Трэцяе пакаленне» (1935), «Трыццаць год» (1934), повесть «Люба Лук’янская» (1937).


В 1930-е гг. прозаик не только активно занимался своим творчеством, но и принимал участие в общей литературной жизни Беларуси, писал много публицистических статей, был одним из организаторов Союза писателей БССР. С 1934 по 1937 г. работал главным литконсультантом кабинета молодого автора, редактировал произведения начинающих писателей, учил их искусству слова, несомненным мастером которого был сам. Кузьме Чорному нравилась эта работа, он честно делился с молодыми творцами своими знаниями, стремился помочь и очень радовался, если удавалось найти новый талант и расправить у молодежи крылья творческого вдохновения. Вскоре Чорный стал не только учителем, но и настоящим другом для своих коллег-современников, мог одним-двумя словами вдохновить на дальнейшую работу.

Однако мечтать о творческой свободе в страшные 1930-е гг. не приходилось. Сочинения Кузьмы Чорного, как и других его коллег и друзей, все чаще вызывают вопросы у критиков, появляются разгромные статьи, где писателя обвиняют в «кулацких инстинктах», «хуторских настроениях» и даже шпионаже во время разговоров с народом на рынке, в городе и т.д. Прозаик вынужден писать компромиссные произведения, но сам понимает всю нелепость и бессмысленность такой литературной деятельности. «Ратуй мяне божа ад гэтай работы больш…» – позже напишет он в своем дневнике.


Кузьма Чорный 1940-е гг.
Из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

14 октября 1938 г. Кузьма Чорный был арестован. Восемь месяцев писатель провел в минской тюрьме, шесть из них он находился в камере-одиночке. Пережил пытки и издевательства. Со страниц дневника автора мы можем представить себе, что пришлось выдержать людям его поколения.

После освобождения 8 июня 1939 г. писатель прожил совсем мало: чуть более 5 лет, но даже за это короткое время прозаик создал еще много замечательных произведений. Только творчество, в которое он с головой окунулся, придавало ему силы и радость жизни.

Во время войны, с 1941 г. по 1944 г., Кузьма Чорный находился в эвакуации (преимущественно в Москве), участвовал в издании газеты-плаката «Раздавім фашысцкую гадзіну». За это время им было написано около полусотни статей и фельетонов, сборник рассказов «Вялікае сэрца» (1945), три романа – «Вялікі дзень» (1941–1944), «Пошукі будучыні» (1943) и «Млечны шлях» (1944).



Рисунки Кузьмы Чорного периода Великой Отечественной войны.
Из фондов Литературного музея Кузьмы Чорного

После перенесенного инсульта писатель начал терять зрение, поэтому брал лист бумаги, клал на него трафарет и, нащупывая пальцами строки, продолжал писать. Так был создан роман «Пошукі будучыні».

В сентябре 1944 г. Кузьма Чорный с семьей вернулся в разрушенный войной Минск, работал в редакции журнала «Беларусь». Месяцы, проведенные в тюрьме, потрясли его до глубины души. Он был уже другим, разочарованным, измученным душевно и физически... Дневник писателя, этот, по словам Василя Быкова, «красамоўны дакумент эпохі», глубоко впечатляет своей откровенностью и оставляет отклик в сердце:

«Бадай што ўжо месяц, як у “кватэры”, дадзенай мне Саўнаркомам. Але ж якраз як тая камера ў турме, дзе я сядзеў у 1938 годзе. Можна сказаць, што я ўжо дайшоў да апошняй мяжы. Бруд, цемень – вокны глядзяць у чорны трохкутнік з высозных муроў. Пісаць няма як і жыць няма як <…>. Колькі нашай інтэлігенцыі без дай прычыны гніе ў турмах і на высылцы! У мяне ўжо няма 70 % здароўя. Я гіну і не магу выкарыстаць як бы трэба было свой талент. Сілы мае трацяцца і марнуюцца без карысці».

Могила Кузьмы Чорного. Военное кладбище. Минск.
Из фондов Государственного музея истории белорусской литературы

В конце жизни писатель вспоминал милые его сердцу Тимковичи, очень хотел увидеть их, верил, что там «у ціхім жыцці, можна будзе ачуняць як мае быць і напісаць усе задуманыя раманы», но сделать это уже не пришлось. 22 ноября 1944 г. Кузьмы Чорного не стало.

«Божа, напішы за мяне мае раманы, хіба так маліцца, ці што?» Эти слова, наполненные горечью от осознания того, что не успел сделать, стали последней записью в дневнике писателя...

Кузьма Чорный сыграл значительную роль в белорусской литературе. Его творчество оказало сильное влияние на целый ряд белорусских писателей. Среди них Иван Мележ, Иван Шамякин, Василь Быков, Вячеслав Адамчик, Иван Пташников и многие-многие другие... Своим наследием Кузьма Чорный засвидетельствовал, что белорусская литература, белорусский стиль, богатейший литературный язык реально существуют и продолжают развиваться в творчестве литературных потомков великого прозаика.



Шчасце пісаць аб народзе: творческое наследие Кузьмы Чорного


Я стаў пісьменнікам. Больш таго, я пішу на мове тых простых людзей, сярод якіх я вырас. Гэтыя людзі сталі шчаслівымі на зямлі, іх мова стала дзяржаўнай мовай. Я пішу аб гэтых людзях у сваіх кнігах…

Кузьма Чорный


Кузьма Чорный прожил недолгую и непростую жизнь, но жил литературой и ради литературы. За 21 год творчества писатель создал множество рассказов, романов, повестей, пьес, произведений для детей, литературно-критических статей. Сегодня его творчество – один из лучших примеров белорусской прозы и драматургии.

Литературная деятельность Кузьмы Чорного началась в 1920-е годы. Свои произведения он подписывал самыми разными псевдонимами – Максім Алешнік, Ігнат Булава з-пад Турава, Сусед Вясёлы, Раман Талапіла, Арцём Чамярыца, Сымон Чарпакевіч и т.д., а также криптонимами – М.Р., К.Ч. и другими.

Поначалу К. Чорный выступал в печати как поэт. Это была лирика, посвященная красоте родной природы, рифмованные фельетоны. В лице автора белорусская поэзия могла бы получить не менее интересного лирика, но молодой литератор увлекся прозой.

В ранний «маладняковский» период творчества в текстах писателя, его рассказах, романах «Сястра» (1927–1928), «Зямля» (1928), повести «Лявон Бушмар» (1929) ощущается связь прозы с поэзией, импрессионистичность и влияние фольклорной традиции, лирическое изображение деревенской жизни и природы. Адам Бабареко так высказал свои впечатления от романа «Зямля»:

«быццам аўтар не апавядае, а спявае вялікую песню жыцця, створаную людзьмі на зямлі».

Произведения К. Чорного 1930-х годов отличаются эпичностью и философским осмыслением реальности. Вместе с тем прообразами героев стали жители родных писателю Тимковичей, поэтому он использует язык простых людей. «Без філасофскага асэнсавання падзей будзе толькі механічнае злучэнне фактаў», – неоднократно подчеркивал Чорный. Главной чертой творчества писателя, характеризующей все его наследие, становится внимание к Человеку, его душе, мыслям и чувствам, его психологической сущности, человеческим судьбам и быту, яркое изображение исторических событий своей эпохи, свидетелем которых был сам автор. Все эти особенности свойственны лучшим произведениям К. Чорного, среди которых романы «Бацькаўшчына» (1931), «Трэцяе пакаленне» (1935), «Люба Лук’янская» (1936), где показывается драматизм жизни в период войн и революций.

В поздних романах «Пошукі будучыні» (1943), «Млечны Шлях» (1944) и других произведениях военной поры К. Чорный восславляет созидательное начало в человеке, его любовь к родной земле. В произведениях звучит мотив веры в победу над фашизмом.

Несмотря на непростые жизненные обстоятельства, писатель очень ценил юмор, был веселым рассказчиком. Эти черты характера воплотились в ряде юмористических произведений, которые позже, в 1971 году, составили сборник «Вяселле ў Скіп’ёўскім Пераброддзі». В военный период в творчестве К. Чорного обострились сатирические черты, о чем свидетельствуют его фельетоны и памфлеты, часть которых вошла в сборник «Кат у белай манішцы» (1942).

Отдельные рукописи военной поры не сохранились: они сгорели еще в первые дни войны. Свои последние произведения, среди которых «Скіп’ёўскі лес» (1944), «Сумліцкая хроніка» (1941–1944) и другие, он не успел закончить.


Книги Кузьмы Чорного

  • Прижизненные публикации К. Чорного в периодических изданиях из фондов Национальной библиотеки

    1920

    Музыка і яе гістарычная роля ў эпоху хрысціянства / А. Раманоўскі // Вольны сьцяг. – 1920. – № 2. – С. 12–15. – (Шифр НББ: 3ОК11149)

    Музыка і яе гістарычная роля ў да-хрысціянскую эпоху / А. Раманоўскі // Рунь. – 1920. – № 9–10. – С. 14–15. – (Шифр НББ: 14Н//22)

    1924

    Дзякуй богу, як шклянка : [апавяданне] / К. Чорны // Маладняк. – 1924. – № 5. – С. 65–73. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Жалезны крык : [апавяданне] / К. Чорны // Полымя. – 1924. – № 5. – С. 62–73. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Як Какорынцы, каб не астацца ў дурнях, школу будуюць / К. Чорны // Беларус. вёска. – 1924. – 1 снеж. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    Маладая варта : [апавяданне] / К. Чорны // Малады араты. – 1924. – 6 снеж. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//4325)

    1925

    Радасць жанчыны : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. работніца і сялянка. – 1925. – № 3. – С. 14–17. – (Шифр НББ: 3ОК1844)

    Юзік і Ягорка : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. піянер. – 1925. – № 4. – С. 22–23. (Шифр НББ: 3ОК312)

    Срэбра жыцця : [апавяданне] / К. Чорны // Маладняк. – 1925. – № 6. – С. 39–45. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Забойства : [апавяданне] / К. Чорны // Маладняк. – 1925. – № 7. – С. 28–29. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Па дарозе : [апавяданне] / К. Чорны // Маладняк. – 1925. – № 8. – С. 8–19. –(Шифр НББ: 3ОК6382)

    Не пішы чорт ведае як : [cцэна сатыра] / К. Чорны // Маладняк. – 1925. – № 9. – С. 65–70. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Дзякуй богу, як шклянка : [апавяданне] / К. Чорны // Маладняк Калініншчыны. – 1925. – № 2. – С. 17–24. – (Шифр НББ: 3ОК11866)

    Новыя людзі : [апавяданне] / К. Чорны // Полымя. – 1925. – № 1. – С. 89–97. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    1926

    Шаўцоў Янка : [з апавядання] / К. Чорны // Беларус. піянер. – 1926. – № 1. – С. 3–5. – (Шифр НББ: 3ОК312)

    Слёзы : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. піянер. – 1926. – № 2. – С. 8–9. – (Шифр НББ: 3ОК312)

    У падвале: [з збору апавяданняў “Слёзы”] / К. Чорны // Беларус. піянер. – 1926. – № 5. – С. 4–6. – (Шифр НББ: 3ОК312)

    Вечар : [апавяданне] / К. Чорны // Маладняк. – 1926. – № 1. – С. 3–14. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Буланы : [апавяданне] / К. Чорны // Маладняк. – 1926. – № 2. – С. 3–23. –(Шифр НББ: 3ОК6382)

    Старыя сляды : [апавяданне] / К. Чорны // Маладняк. – 1926. – № 4. – С. 3–23. – (Шифр НББ: 3ОК6382)

    Гаворка ноччу ў дарозе : [апавяданне] / К. Чорны // Малады араты. – 1926. – № 9. – С. 1–2. – (Шифр НББ: 4Н//4325)

    Выпадак у восень : [апавяданне] / К. Чорны // Чырвоны сейбіт. – 1926. – № 1. – С. 6. – (З фонду Рас. дзярж. б-кі)

    Урывак з апавядання “Хвоі гавораць” / К. Чорны // Чырвоны сейбіт. – 1926. – № 2. – С. 9–10. – (З фондаў Беларус. дзярж. архіва-музея літ. і мастацтва)

    Мяшчане ў густой пары : [апавяданне] / К. Чорны // Камуніст. – 1926. – 18, 23 крас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//3283)

    1927

    Начлег у вёсцы Сінегах : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. работніца і сялянка. – 1927. – № 7. – С. 7–8. – (Шифр НББ: 3ОК1844)

    Вецер і пыл : [апавяданне] / К. Чорны // Полымя. – 1927. – № 3. – С. 3–29. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Сцены : [апавяданне] / К. Чорны // Узвышша. – 1927. – № 1. – С. 25–38. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Сястра : [раман] / К. Чорны // Узвышша. – 1927. – № 2. – С. 5–23; № 3. – С. 6–30; № 4. – С. 7–29; № 5. – С. 61–89; № 6. – С. 3–49. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Спатканне : [апавяданне] / К. Чорны // Узвышша. – 1927. – № 5. – С. 115–118. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Літаратурныя творы прозай вясковых аўтараў / К. Чорны // Чырвоны сейбіт. – 1927. – № 17. – С. 13–14; № 18–19. – С. 27–29. (№ 17: з фондаў Беларус. дзярж. арх.-музея літ. і мастацтва, № 18–19: з Прэзідэнцкай б-кі Рэсп. Беларусь)

    Снегавыя дарогі : [урывак з апавядання] / К. Чорны // Чырвоны сейбіт. – 1927. – № 6–7. – С. 20–21. (З фондаў Прэзідэнцкай б-кі Рэсп. Беларусь)

    Таварыш Сіменюк : [апавяданне] / К. Чорны // Чырвоны сейбіт. – 1927. – № 8–9. – С. 9–10. – (З фондаў з фондаў Прэзідэнцкай б-кі Рэсп. Беларусь)

    І вада заліта крывёю : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. вёска. – 1927. – 13, 16, 18 лют. – С. 2; 23 лют. – С. 1; 25 лют. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    “Актывісты”: Жыццёвая казка / Сусед Вяселы // Беларус. вёска. – 1927. – 30 сак. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    Канкрэтна і самастойна : [апавяданне] / Сусед Вяселы // Беларус. вёска. – 1927. – 6 крас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    Рэдакцыйны госць : апавяданне з рэдакцыйнага жыцця / К. Чорны // Беларус. вёска. – 1927. – 5 мая. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    Спатканне : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. вёска. – 1927. – 25 мая. – С. 3. (Шифр НББ: 4Н//292)

    Буры : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. вёска. – 1927. – 10 ліп. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    Ці грамадскія мы людзі / Сусед Вяселы // Беларус. вёска. – 1927. – 1 снеж. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    Калі людзі, тады і мы / Сусед Вяселы // Беларус. вёска. – 1927. – 9 снеж. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    Трагедыя майго настаўніка / К. Чорны // Звязда. – 1927. – 21 жн. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    1928

    Сястра : [раман] / К. Чорны // Узвышша. – 1928. – № 1. – С. 80–97; № 2. – С. 50–64; № 3. – С. 64–75; № 4. – C. 84–91. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Вераснёвыя ночы : [апавяданне] / К. Чорны // Узвышша. – 1928. – № 4. – С. 3–16. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Небеларуская мова ў беларускай літаратуры / К. Чорны // Узвышша. – 1928. – № 5. – С. 173–183. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Перад другім дзесяцігоддзем: некалькі думак пра будаўніцтва культуры / К. Чорны // Узвышша. – 1928. – № 6. – С. 90–92. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Не хачу так : [апавяданне] / К. Чорны // Чырвоны сейбіт. – 1928. – № 3. – С. 15–18. (З фондаў Прэзідэнцкай бібліятэкі Рэспублікі Беларусь)

    Міхал Макарэвіч : [з рамана “Вецер і пыл” ] / К. Чорны // Чырвоны сейбіт. – 1928. – № 9. – С. 4–7. (З фондаў Рас. дзярж. б-кі)

    Веснавыя дарогі : [апавяданне] / К. Чорны // Звязда. – 1928. – 6 мая. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Памылка ці нядбайнасць, а выправіць трэба : [у парадку самакрытыкі] / К. Чорны, Ф. Гарадзенскі // Звязда. – 1928. – 24 ліпеня. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Працу пісьменніка павінны лічыць працаю, а ня забаўкай / К. Чорны // Звязда. – 1928. – 2 снеж. – С. 3. (Шифр НББ: 4Н//245)

    1929

    Новыя боты : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. піянер. – 1929. – № 9. – С. 4–7. – (Шифр НББ: 3ОК312)

    Местачкоўцы : [з раману “Вецер і пыл”] / К. Чорны // Узвышша. – 1929. – № 1. – С. 3–20. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Ліст Якуба Малышэвіча : [апавяданне] / К. Чорны // Узвышша. – 1929. – № 2. – С. 7–16. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    На паселку [з рамана “Вецер і пыл”] / К. Чорны // Узвышша. – 1929. – № 3. – С. 3–13. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Справа Віктара Лукашэвіча : [апавяданне] / К. Чорны // Узвышша. – 1929. – № 5. – С. 5–24. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    З драмы : [урывак] / Кузьма Чорны // Узвышша. – 1929. – № 6. – С. 13–19. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Лявон Бушмар : [аповесць] / К. Чорны // Узвышша. – 1929. – № 7. – С. 8–38; № 8. – С. 5–29; № 9–10. – С. 12–29. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Заўвага да перакладаў мастацкае літаратуры / К. Чорны // Узвышша. – 1929. – № 8. – С. 100–101. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Неўзабаве вясна : [апавяданне] / К. Чорны // Узвышша. – 1929. – № 9–10. – С. 53–74. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Публіцыстычныя нататкі / К. Чорны // Узвышша. – 1929. – № 9–10. – С. 91–96. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Вясна : [апавяданне] / К. Чорны // Беларус. вёска. – 1929. – 1 мая. – С. 2. (Шифр НББ: 4Н//292)

    Пара стварыць сапраўдныя бібліятэкі на вёсцы / К. Чорны // Беларус. вёска. – 1929. – 19 мая. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    Няма больш Паўлюка Труса : [некралог] / К. Чорны // Беларус. вёска. – 1929. – 6 верас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//292)

    1930

    Сям’я Юрыя Гарэйкі : [навела] / К. Чорны // Полымя. – 1930. – № 7. – С. 54–62. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Вясна : [аповесць] / К. Чорны // Полымя. – 1930. – № 11–12. – С. 23–66. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Васпаваты чалавек : [апавяданне] / К. Чорны // Узвышша. – 1930. – № 1. – С. 12–25. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Вызваленне / К. Чорны // Узвышша. – 1930. – № 4–5. – С. 20–28. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Ідзі, ідзі : [раман] / К. Чорны // Узвышша. – 1930. – № 4–5. – С. 49–71; № 6. – С. 3–22; № 7. – С. 3–30; № 8. – С. 9–30; № 9–10. – С. 66–85. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    1931

    Браты : [апавяданне] / К. Чорны // Узвышша. – 1931. – № 2. – С. 3–19. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Бацькаўшчына : [аповесць] / К. Чорны // Узвышша. – 1931. – № 4. – С. 3–32; № 5. – С. 3–37; № 6–7. – С. 80–107; № 8. – С. 27–43; № 9. – С. 10–20. – (Шифр НББ: 3ОК12702)

    Мадэльшчык Пархвіенка : [апавяданне] / К. Чорны // Чырвоная Беларусь. – 1931. – № 5. – С. 12–13. – (Шифр НББ: 3ОК242)

    Маладыя героі калгаснага будаўніцтва : Кампанію ўдарных тэмпаў ператварыць у сістэму (Калгас “Гігант” Дрысенскі раён) : [нарыс] / К. Чорны // Чырвоная змена. – 1931. – 18 лістап. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//738)

    1932

    Лета : [п’еса] / К. Чорны // Беларусь калгас. – 1932. – № 6–7. – С. 12–60. – (Шифр НББ: 3ОК10011)

    Сямнаццаць год : [апавяданне] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1932. – № 2. – С. 3–19. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Злачынца пакараны : [апавяданне] / К. Чорны // Чырвоная Беларусь. – 1932. – № 16. – С. 2–4. – (Шифр НББ: 3ОК242)

    Рэальная шматграннасць і філасофскае адзінства : [нататкі пісьменніка] / К. Чорны // ЛіМ. – 1932. – 6 сак. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Бацькаўшчына : [урывак з п’есы] / К. Чорны // ЛіМ. – 1932. – 25 мая. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Пытанні маладзежнае літаратуры: ёсць пытанні ўсяго савецкага літаратурнага руху / К. Чорны // Чырвоная змена. – 1932. – 14 верас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//738)

    1933

    Вялікая і малая тэма / К. Чорны // Заклік. – 1933. – № 3. – С. 85–96. – (Шифр НББ: 3ОК10519)

    Бацькаўшчына : [мантаж для клубных пастановак] / К. Чорны // Напагатове. – 1933. – № 2–3. – С. 82–104. – (Шифр НББ: 3ОК12037)

    Брыгадзірава памылка : [апавяданне] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1933. – № 4. – С. 61–72. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Звяга : [апавяданне] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1933. – № 10. – С. 3–22. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    1934

    Трыццаць год : [раман] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1934. – № 2. – С. 3–26; № 3. – С. 44–71; № 4. – С. 3–20. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Спатканне : [урыўкі з рамана “Трыццаць год” ] / К. Чорны // Звязда. – 16 студз. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Пераможцам арктычнай стыхіі / К. Чорны // Звязда. – 20 чэрв. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    “Святая” папружка : [апавяданне] / К. Чорны // Звязда. – 26 ліп. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Мы ведаем, хто наш вораг / К. Чорны // Звязда. – 9 жн. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Думкі аб з’ездзе / К. Чорны // Звязда. – 11 верас. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    1935

    Трэцяе пакаленне : [раман] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1935. – № 2. – С. 3–34; № 3. – С. 3–32; № 4. – С. 3–24; № 5. – С. 6–29; № 6. – С. 14–50. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Заўвагі да стылевых тэндэнцый у творчасці Сяргея Знаёмага / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1935. – № 5. – С. 146–157. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Мураваны скляпок : [апавяданне] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1935. – № 7. – С. 48–58. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    1936

    Трэцяе пакаленне : [адрывак з рамана “Трэцяе пакаленне”] / К. Чорны // Калоссе. – 1935. – № 1. – С. 29–33. – (Шифр НББ: 19ИН2319)

    Люба Лук’янская : [раман] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1936. – № 6. – С. 32–89; № 11. – С. 12–55. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    1937

    Як дзядзька Тамаш напалохаў ваўкоў : [апавяданне] / К. Чорны // Іскры Ільіча. – 1937. – № 11. – С. 4–9. – (Шифр НББ: 3ОК312)

    Збіраць і выкарыстоўваць вопыт творчай работы / К. Чорны // Звязда. – 1937. – 23 крас. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    У сям’і Калацкіх : [з рамана “Заваёва свету”] / К. Чорны // ЛіМ. – 1937. – 6–7 лістап. – С. 6. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Наш дэпутат Клім Варашылаў / К. Чорны // ЛіМ. – 1937. – 12 лістап. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Палкаводзец сацыялістычнай арміі / К. Чорны // ЛіМ. – 1937. – 26 лістап. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    1938

    Макаркавых Волька : [апавяданне] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1938. – № 5. – С. 27–33. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Базілевічава сям’я : [драма ў адной дзеі] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1938. – № 6. – С. 27–35. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Тварэц народнага шчасця / К. Чорны // Звязда. – 1938. – 28 чэрв. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Пра аповесць Ул. Кандрацені “Каханне” / К. Чорны // ЛіМ. – 1938. – 22 чэрв. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Шчасце і радасць галасаваць за таварыша Сталіна / К. Чорны // ЛіМ. – 1938. – 26 чэрв. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Васіль Сымонавіч Кедрык: кандыдат у дэпутаты Вярхоўнага Савета БССР ад Чырвона-Слабадской выбарчай акругі / К. Чорны // ЛіМ. – 1938. – 26 чэрв. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    1939

    Тоня : [урывак з аповесці] / К. Чорны // Іскры Ільіча. – 1939. – № 7. – С. 5–7. – (Шифр НББ: 3ОК312)

    Сцяпанавы дзеці : [апавяданне] / К. Чорны // Іскры Ільіча. – 1939. – № 8. – С. 1–4.– (Шифр НББ: 3ОК312)

    Бацькаўшчына : [драма ў 4-х дзеях] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1939. – № 10. – С. 57–104. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Думкі пра Паўлюка Труса / К. Чорны // ЛіМ. – 1939. – 3 верас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Гістарычная справядлівасць / К. Чорны // ЛіМ. – 1939. – 21 верас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Дарагуся : [апавяданне] / К. Чорны // ЛіМ. – 1939. – 3 кастр. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    1940

    Флёркавы слезы : [апавяданне] / К. Чорны // Іскры Ільіча. – 1940. – № 1. – С. 9–11. – (Шифр НББ: 3ОК312)

    Насцечка : [аповесць] / К. Чорны // Полымя рэвалюцыі. – 1940. – № 2. – С. 52–84. – (Шифр НББ: 3ОК1714)

    Мае творчыя планы на 1940 год / К. Чорны // ЛіМ. – 1940. – 1 студз. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Аб Эдуарду Самуйленку / К. Чорны // ЛіМ. – 1940. – 11 лют. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Пасля бою : [урывак з рамана “Судны дзень”] / К. Чорны // ЛіМ. – 1940. – 3 сак. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Свая хата : [урывак з рамана “Судны дзень”] / К. Чорны // ЛіМ. – 1940. – 11 ліп. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Творчая ўдача тэатра : [уражанні гледача] / К. Чорны // ЛіМ. – 1940. – 28 верас. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Вместе с народом / К. Чорный // Совет. Белоруссия. – 1940. – 8 дек. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    1941

    Навагодняя ноч : [апавяданне] / К. Чорны // Звязда. – 1941. – 4 студз. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Праўда аб чалавеку / К. Чорны // Звязда. – 1941. – 19 чэрв. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Народная нянавісць : [апавяданне] / К. Чорны // Звязда. – 1941. – 20 ліп. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Палонныя : [апавяданне] / К. Чорны // Звязда. – 1941. – 25 ліп. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    На роднай зямлі : [апавяданне] / К. Чорны // Звязда. – 1941. – 31 ліп. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Народная помста : [апавяданне] / К. Чорны // Звязда. – 1941. – 12 жн. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Стварыць беларускі літаратурны музей / К. Чорны, Е. Сядоўскі, П. Глебка і інш. // ЛіМ. – 1941. – 18 студз. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Мая “Ірынка” / К. Чорны // ЛіМ. – 1941. – 15 сак. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    Вялікая школа для ўсіх тэатраў / К. Чорны // ЛіМ. – 1941. – 21 чэрв. – С. 1. – (Шифр НББ: 4Н//334)

    1942

    Супроць звера / К. Чорны // Совец. Беларусь. – 1942. – 1 лют. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    Жэня Палтаўская / К. Чорны // Совец. Беларусь. – 1942. – 16 лют. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    Кат у белай манішцы / К. Чорны // Совец. Беларусь. – 1942. – 21 крас. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    “Выхваляўся, выхваляўся ды і здох” / К. Чорны // Совец. Беларусь. – 1942. – 7 мая. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    Далікацтва каля вісельні / К. Чорны // Совец. Беларусь. – 1942. – 15 мая. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    Сёмая скура / К. Чорны // Совец. Беларусь. – 1942. – 17 ліп. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    Бугаі гітлераўскай пароды / К. Чорны // Совец. Беларусь. – 1942. – 28 кастр. – С. 3. (Шифр НББ: 4Н//620)

    Аб нашай гордасці / К. Чорны // Совец. Беларусь. – 1942. – 7 лістап. – С. 2. – (Шифр НББ: 4Н//620)

    1944

    Бой з варожым танкам : [урывак з неапублікаванай аповесці “Скіп’еўскі лес”] / К. Чорный // Звязда. – 1944. – 26 лістап. – С. 3. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Бацька : [апавяданне] / К. Чорны // Звязда. – 1944. – № 56. – С. 3; № 57. – С. 4. – (Шифр НББ: 4Н//245)

    Наверх

Кузьма Чорный - переводчик

Кузьма Чорный известен как переводчик с русского языка на белорусский повестей «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Дубровский», «Капитанская дочка» А. Пушкина, «В дурном обществе» В. Короленко; пьес «Ревизор» Н. Гоголя, «Горячее сердце» и «Поздняя любовь» А. Островского, «Последние» и «Варвары» М. Горького, «Чапаев» А. Фурмановой и с чешского языка «Приключения бравого солдата Швейка» К. Ванека - продолжения знаменитого произведения Я. Гашека.

Раздел включает книги с отдельными переводами писателя из фонда Национальной библиотеки Беларуси.

Писатель большой души. Литература о Кузьме Чорном


Своим острым, метким взором он умел определить самую суть явления, увидеть в человеке главное и самобытное. Казалось, что душа этого человека впитала в себя душу народа – ее веселье и печаль, ее радость и горе, ее искреннюю доверчивость и сомнение, ее любознательность и остроумие.

Василь Витка


В разделе предлагается библиографический список изданий из фондов Национальной библиотеки Беларуси, призванный помочь исследователям более полно ознакомиться с творчеством прозаика, драматурга, публициста и переводчика. Наиболее глубоко и досконально рассматривается творчество писателя в книгах Алеся Адамовича, Ивана Науменко, Ивана Кудрявцева, Николая Луферова, Михася Тычины, Янки Казеко, Алексея Петкевича, Степана Александровича, Николая Мищанчука, Анны Бутырчик, Анжелы Мельниковой. Для учителей будут полезны книги Марии Барсток, в которых представлены методические советы по изучению творчества писателя в школе. Интерес вызовут воспоминания о прозаике его друзей и коллег (М. Лужанина, И. Мележа, Ф. Пестрака, М. Хведоровича, И. Громовича и многих других), не оставит равнодушным и повесть «Вяртанне» М. Тычины, посвященная жизни и творчеству Кузьмы Чорного.

В разделе представлен также перечень статей из журналов и газет. С разрешения авторов некоторые современные публикации оцифрованы и доступны читателям в полном объеме, в частности – статьи А. Бельского, А. Запартыка, В. Жибуля, С. Вотиновой (С. Денисовой), Т. Лаврик, К. Метелицы.


Книги, монографии, посвященные жизни и творчеству
К. Чорного

Наследие К. Чорного в театральном искусстве

Работа над словам ёсць задача
для драматурга вялікай важнасці.

Кузьма Чорный


Кузьма Чорный был многогранно одаренным творцом, известным не только как классик белорусской прозы, но и как талантливый драматург. Он неоднократно выступал в печати по проблемам, связанным с повышением профессионального мастерства драматургов, улучшением жизнедеятельности белорусских театров, принимал активное участие в республиканской театральной дискуссии конца 1920-х гг. и высказал свои наблюдения в статьях «Заўвагі пра драматургію», «Тэатр з будучыняй», «Творчая ўдача тэатра: уражанні гледача» и других. Вскоре под влиянием Кузьмы Чорного многие белорусские прозаики и поэты стали писать произведения для сцены.

В своих пьесах автор обращается к самым разным темам и сюжетам. Первое драматургическое произведение К. Чорного «Не пішы чорт ведае як» (1925) посвящено критике бюрократизма советских чиновников; драма «Лета» (1932) рассказывает о времени коллективизации. По мотивам своего романа «Бацькаўшчына» автор в 1932 г. создал одноименную пьесу, в которой обратился к проблеме исторической судьбы Беларуси и ее народа. «Базылевічава сям’я» (1938) и «Ірынка» (1941) затрагивают вопрос разъединения Беларуси на восточную и западную части.


Драматургия Кузьмы Чорного, как и его прозаические произведения, характеризуются глубоким и тонким психологизмом в раскрытии человеческих характеров, поэтому неудивительно, что они привлекали внимание режиссеров и неоднократно ставились на белорусской сцене. Наиболее значимые его пьесы, получившие интересную сценическую жизнь, – это «Бацькаўшчына» и «Ірынка».

«Бацькаўшчына» впервые была поставлена режиссером Л. Литвиновым в 1932 г. на сцене первого Белорусского государственного театра (БГТ-1, ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). Кузьма Чорный присутствовал на спектаклях и высоко оценивал мастерство актеров:

«Мне вспоминаются некоторые персонажи из спектаклей БГТ-1, например, в «Бацькаўшчыне» Леопольд Гушка (В. Владомирский и Евель Цывин (М. Зорев). И одна, и вторая эти роли исполнялись мастерски, исполнение было на высоте».
У. Уладамірскі ў ролі Леапольда Гушкі

В. Владомирский в роли Леопольда Гушки.
Спектакль «Бацькаўшчына». Постановка Л. Литвинова. БГТ-1. 1932 г.
Фото из архива М. Герасимовича

Сцена из спектакля «Бацькаўшчына».

Сцена из спектакля «Бацькаўшчына».
Постановка Л. Литвинова. БГТ-1. 1932 г.
Автор фото Л. Лобода.
Фото из фондов Государственного музея истории белорусской литературы.


Артисты также остались довольны постановкой, о чем свидетельствуют следующие слова народного артиста СССР Б. Платонова:

«Реализм образов у Кузьмы Чорного, стремление наших актеров правдиво играть эти образы, реалистические традиции нашего коллектива – все это помогло нам, исполнителям «Бацькаўшчыны», создать реалистичный, глубокий по содержанию спектакль».

Эта постановка вызвала единодушное признание, принесла БГТ-1 заслуженный успех зрителей и критики, а пьеса К. Чорного считалась в то время одной из лучших в белорусской драматургии. Высоко оценили пьесу в Москве, куда театр выезжал на гастроли в 1933 г. В 1966-м она была поставлена режиссером Ф. Шмаковым в Белорусском государственном театре им. Я. Коласа в Витебске. Основой сценического произведения стало яркое воплощение массовых сцен, а также мастерски сыгранные роли.

Сцэна са спектакля “Бацькаўшчына”

Сцена из спектакля «Бацькаўшчына». Постановка Ф. Шмакова.
Белорусский государственный театр им. Я. Коласа.
Витебск. 1966 г.

В 1968 г. спектакль «Бацькаўшчына» прошел в Борисовском народном драматическом театре (режиссер-постановщик Ф. Михайлов).

В начале 1941 г., незадолго до Великой Отечественной войны, на сцене Белорусского государственного театра в Витебске (БГТ-2) впервые была поставлена драма Кузьмы Чорного «Ірынка» (режиссер Т. Сергейчик), а в газете «Літаратура і мастацтва» от 15 марта 1941 г. вышла рецензия на премьеру спектакля.

К. Чорный после премьеры «Ірынкі» среди артистов БГТ-2.

ЛіМ. – 1941. – 15 марта.

К. Чорный после премьеры «Ірынкі» среди артистов БГТ-2.

К. Чорный после премьеры «Ірынкі» среди артистов БГТ-2.


Минские зрители также увидели постановку «Ірынкі» в начале 1941 г. на сцене БГТ-1, но спектакль назывался «У апошнюю ноч». После войны пьеса шла на русском языке на сцене Театра им. Ленинского комсомола Беларуси в Бресте, а после многократно ставилась самодеятельным коллективом Тимковичской средней школы.

Сцена из спектакля «Ірынка».

Сцена из спектакля «Ірынка».
Тимковичский народный театр. 1955 г.

Учитель А. Семенович в роли Михалковича в спектакле «Ірынка».

Учитель А. Семенович в роли Михалковича в спектакле «Ірынка».
Тимковичский народный театр. 1955 г.


Фото из фондов Государственного музея истории белорусской литературы.

Живет в сценических вариантах и роман «Трэцяе пакаленне». В 1959 г. Бобруйский передвижной белорусский драматический театр создал по роману спектакль под названием «Уласнасць» (режиссеры А. Гуткович и Ф. Козловская), а Белорусское республиканское телевидение – телеспектакль. Экранизировались и другие произведения писателя, например «Вялікае сэрца», где играла известная артистка С. Станюта. В экранизациях произведений К. Чорного «Ноч пры дарозе» (1991, реж. В. Шувагин), «Маё дзела цялячае» (1998, реж. Г. Хмыз) главные роли исполнил выдающийся белорусский актер Г. Гарбук.

Сцена из телеспектакля «Вялікае сэрца».

Сцена из телеспектакля «Вялікае сэрца». Пархвен Котлубович – В. Кравцов, женщина – С. Станюта.
Из книги «Кузьма Чорны: жыццё і творчасць». Минск, 1979.


В фондах Белорусского радио по произведениям писателя насчитывается около 20 радиоспектаклей, постановок, инсценированных рассказов. Среди них «Вясковая ветэрынарыя» і «Як дзядзька Тамаш напалохаў ваўкоў» (1956), «Бацькаўшчына» (запись 1966 г.), радиопостановка «Вялікае сэрца» (1960 и 1966), инсценированный рассказ «Ліст Якуба Малькевіча» (1968; режиссер С. Гурич), радиоспектакль «Вераснёвыя ночы» (1968; режиссер М. Троицкая). Имеет две постановочные радиоверсии 1961 и 1984 гг. и повесть «Насцечка».

9 и 10 мая 2014 г. к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков на Первом национальном канале Белорусского радио состоялась премьера радиоспектакля в 2-х частях «Млечны Шлях» по одноименному роману Кузьмы Чорного (автор инсценировки П. Васюченко, режиссер О. Винярский, редактор и руководитель проекта Г. Шаблинская). Роли исполнили известные белорусские актеры В. Манаев, А. Помазан, Н. Кириченко, В. Мищанчук, А. Жданович и другие замечательные артисты.

Запись радиоспектакля «Млечны Шлях» в большой студии Дома радио.

Запись радиоспектакля «Млечны Шлях» в Большой студии Дома радио. 2014 г.
Из книги «Кузьма Чорны. Чалавек – гэта цэлы свет», Минск, 2016.
Сост. Г. Шаблинская.


Таким образом, прочтение наследия Кузьмы Чорного в театральном искусстве – свидетельство таланта писателя, сценичности не только его драматических, но и прозаических произведений. Писатель вошел в историю белорусского театра и внес значительный вклад в его развитие.



Фотогалерея

Раздел ярко отражает жизнь и творческий путь писателя. Фотогалерею Кузьмы Чорного составляют фотографии, копии документов, переписки, фото личных вещей писателя, хранящиеся в фондах Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства (далее – БГАМЛИ) и Государственного музея истории белорусской литературы (далее – ГМИБЛ). Часть документов получена из фонда Литературного музея Кузьмы Чорного на родине писателя – в Тимковичах. Исследователям предоставляется возможность скачивать документы с целью их дальнейшего использования со ссылкой на хранителей документов.

Более подробно со всеми предметами можно ознакомиться, обратившись непосредственно в указанные организации.

Групповые фотографии с писателями

Рукописи, письма, вещи Кузьмы Чорного


Увековечение памяти Кузьмы Чорного

Личность Кузьмы Чорного неоднократно привлекала внимание живописцев, графиков и скульпторов. В изобразительном искусстве Беларуси много примеров изображения писателя в разные годы его жизни. Среди них произведения И. Ахремчика, Я. Романовского, Л. Рана, З. Азгура и других.

И. Ахремчик. Портрет Кузьмы Чорного. 1943 г.

И. Ахремчик. Портрет Кузьмы Чорного. 1943 г.
Оригинал хранится в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь.

З. Азгур. Портрет писателя Кузьмы Чорного. 1956 г.

З. Азгур. Портрет писателя Кузьмы Чорного. 1956 г.


Чрезвычайно глубокое психологическое произведение «Янка Купала и Кузьма Чорный в Печищах в 1942 г.» создал художник Х. Лившиц. Картина отличается точностью, ясностью композиции. На ней друзья-писатели, изображенные у репродуктора, слушают сводку Советского информбюро. Художнику удалось передать дыхание тревожного и драматического 1942 г., которое остро ощущается в картине. Война, скорая смерть Янки Купалы, а потом, через два года, и Кузьмы Чорного…

Х. Лившиц. Янка Купала и Кузьма Чорный в Печищах в 1942 г.

Х. Лившиц. Янка Купала и Кузьма Чорный в Печищах в 1942 г. Холст, масло. 1963 г.
Оригинал хранится в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь.

Вдохновение у художников всегда вызывали и герои произведений К. Чорного, трагичность их судеб. Об этом свидетельствуют многочисленные иллюстрации к его книгам известных белорусских графиков.

Н. Гутиев. Иллюстрация к роману «Люба Лук’янская». 1961 г.

Н. Гутиев. Иллюстрация к роману «Люба Лук’янская». 1961 г.

А. Кашкуревич. Иллюстрация к роману «Трэцяе пакаленне». 1959–1960 гг.

А. Кашкуревич. Иллюстрация к роману «Трэцяе пакаленне». 1959–1960 гг.


Кузьме Чорному посвящено несколько стихотворений, среди которых «Памяці Кузьмы Чорнага» Ю. Гаврука, «Алешына» В. Витки, «Чалавек» А. Белевича, «Балада Кузьмы Чорнага» В. Шнипа, а также повесть «Вяртанне» М. Тычины. Интересна история стихотворения «Алешына» В. Витки. Оно было написано осенью 1944 г. в Вязниках, под Москвой, где оказался В. Витка вместе с К. Чорным. Писателей связывали давняя дружба и совместная работа в газете «Раздавім фашысцкую гадзіну» и журнале «Беларусь». В. Витка посвятил свое стихотворение К. Чорному, а тот в ответ подарил другу свой рисунок.

Рукопись стихотворения «Алешына» В. Витки. 1941 г. Из фондов ГМИБЛ

Рукопись стихотворения «Алешына» В. Витки. 1941 г. Из фондов ГМИБЛ

В. Витка. «Алешына». Из сборника «Поўдзень». Минск. 1946 г.

В. Витка. «Алешына». Из сборника «Поўдзень». Минск. 1946 г.


Память о писателе чтят в Беларуси и в наше время: проводятся выставки, издаются книги, проходят мероприятия, празднуются его юбилеи. Так, в 2000 г. к 100-летию со дня рождения Кузьмы Чорного на Копыльщине были открыты два мемориальных знака.

Камень с мемориальной доской на месте дома, где родился К. Чорный. 2000 г.

Камень с мемориальной доской на месте дома, где родился К. Чорный. 2000 г.
Из книги “Кузьма Чорны. Чалавек – гэта цэлы свет”. Минск, 2016.

Памятный знак К. Чорному в Борках.

Памятный знак К. Чорному в Борках, на котором – слова писателя из его «Дзённіка»: «Родныя мае мясціны…».
Фото В. Ульянкина. 2010 г.


В 2010 г. широко отмечалось 110-летие со дня рождения писателя. К этой дате Государственный музей истории белорусской литературы подготовил проект «Человек рождается, чтобы жить...», в рамках которого прошел конкурс детского творчества для школьников г. Копыля; вечер памяти, где был представлен семейный архив писателя периода Великой Отечественной войны, состоялась презентация записи голоса Кузьмы Чорного, встреча с родными писателя и исследователями его творчества.

К 110-летию прозаика также был приурочен литературный праздник, который состоялся на родине писателя в Тимковичах и был организован Литературным музеем Кузьмы Чорного.

8 июня 2016 г. Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси совместно с Государственным музеем истории белорусской литературы организовала мероприятие «Молитва за Отечество», посвященное презентации книги «Кузьма Чорны. Чалавек – гэта цэлы свет» (Минск, 2016), которую подготовило издательство «Мастацкая літаратура» в рамках серии «Жыццё знакамітых людзей Беларусі». Составителем издания стала заведующая отделом литературно-художественных программ Первого национального канала Белорусского радио Галина Шаблинская.

Галина Шаблинская презентует книгу «Кузьма Чорны. Чалавек – гэта цэлы свет». Минск, 2016 г.

Галина Шаблинская презентует книгу «Кузьма Чорны. Чалавек – гэта цэлы свет».
Минск, 2016 г.

К мероприятию сотрудниками отдела редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки имени Я. Коласа НАН Беларуси и Государственного музея истории белорусской литературы была подготовлена книжная выставка «Кузьма Чорный. Масштабность прозы и талант человечности».

Книжная выставка «Кузьма Чорный. Масштабность прозы и талант человечности»

Книжная выставка
«Кузьма Чорный. Масштабность прозы и талант человечности»

27 января 2017 г. в рамках кампании «Будзьма беларусамі!» и акции «500-годнасць» в Литературном музее Петруся Бровки состоялась встреча, посвященная творчеству Кузьмы Чорного. Драматург и актер Василь Дранько-Майсюк вместе с преподавателем и литературоведом Анной Северинец устроили чтение прозы великого писателя. В этом театрализованном мероприятии участвовали учащиеся гимназии № 18, юридического колледжа БГУ и любители творчества Кузьмы Чорного.

Участники мероприятия

Участники мероприятия

Школьница Вероника Михальцова проникновенно и душевно прочитала отрывок из рассказа Кузьмы Чорного «Маленькая жанчына» на Республиканском творческом конкурсе юных чтецов «Живая классика» в 2017 г., который проводится в целях воспитания подрастающего поколения на лучших образцах национальной литературы. Конкурс был организован Министерством информации Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, Столичным телевидением и Союзом писателей Беларуси. (https://www.youtube.com/watch?v=CxpqV58XkFg)

Вероника Михальцова на Республиканском творческом конкурсе юных чтецов «Живая классика». 2017 г.

Вероника Михальцова на Республиканском творческом конкурсе юных чтецов «Живая классика». 2017 г.

16 февраля 2018 г. в Государственном музее истории белорусской литературы состоялось открытие временной литературно-художественной экспозиции «Тимковичи – сокровищница вдохновения», которая представила написанные на пленэре в Тимковичах произведения современного художника Алеся Квятковского и студентов архитектурного факультета Белорусского национального технического университета.

Афиша мероприятия

Афиша мероприятия

В 2018 г. по заказу Белтелерадиокомпании в рамках цикла документальных фильмов «Записки на полях» телерадиокомпания «Брест» создала фильм «Кузьма Чорны: злачынства і пакаранне беларускага Дастаеўскага». Автор идеи фильма Александра Красько, автор сценария Вероника Яковец, режиссер Инга Шичкова, редактор Татьяна Колокольцева, ведущий Роман Бич.

Фильм рассказывает о том, что осталось «за кадром» школьных уроков литературы, о тяжелых испытаниях, выпавших на долю Кузьмы Чорного. В программе принимали участие известные деятели белорусской культуры, знатоки творчества прозаика: Михась Тычина, Валерий Максимович, Василь Дранько-Майсюк, а также внук Кузьмы Чорного Николай Романовский.

Заставка к документальному фильму «Кузьма Чорны: злачынства і пакаранне беларускага Дастаеўскага». 2018 г.

Заставка к документальному фильму «Кузьма Чорны: злачынства і пакаранне беларускага Дастаеўскага». 2018 г.

В январе 2020 г. к 120-летию со дня рождения Кузьмы Чорного в музее прозаика стартовал проект «История одной вещи», посвященный различным предметам быта семьи Романовских. Среди них верстак (ткацкий станок), скатерть, сотканная матерью Кузьмы Чорного и другие интересные вещи.

Талант и работоспособность, любовь к литературе, языку, к своим родным местам, любовь к человеку, тонкий психологизм и широта отражения жизни сделали Кузьму Чорного одним из «бессмертных художников мира». Память о нем живет: произведения прозаика почти ежегодно издаются, изучаются в школах, исследуются учеными. Образы, когда-то созданные писателем, ярко воплощены в произведениях изобразительного искусства, театральных постановках и телеспектаклях. Кузьмы Чорного нет на свете уже почти 80 лет, но, по словам исследователя Ивана Кудрявцева, «...то сердце и сейчас бьется в мощном литературном наследии писателя».

24 июня 2020 г. к 120-летию Кузьмы Чорного на портале Национальной библиотеки Беларуси прошла видеопрезентация нового раздела виртуального проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця».

Відэапрэзентацыя

На видео: Амосова Ю.В., ведущий библиограф НББ. Подготовка материала: Ю.У. Амосова, Т.А. Лаврик, С.А. Базылева-Ланько. Видеомонтаж: А.Г. Бобровник.


Библиотекарям