ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотекиКлассики мировой литературы Янка Купала и Якуб КоласЧитаем Купалу и Коласа вместеВеликая Отечественная война в творчестве Янки Купалы и Якуба КоласаОбраз войны в произведениях Якуба Коласа 1941–1945 гг.
Образ войны в произведениях Якуба Коласа 1941–1945 гг.

Образ войны в произведениях Якуба Коласа 1941–1945 гг.

Произведения Якуба Коласа, хронологически приходящиеся на годы военного лихолетья, – довольно значительная часть литературного наследия народного песняра. На трагические события, вызванные войной, на героическую борьбу Красной Армии, на широкое партизанское движение белорусского народа против оккупантов Якуб Колас отзывался художественным словом с завидной оперативностью. Это было острое, пламенное публицистическое слово, пронизанное чувством гнева и презрения к врагу и верой в неизбежность победы над силами зла и тьмы.

В самых сложных обстоятельствах военного времени Якуб Колас работал с исключительной напряженностью и самоотдачей. И как общественный деятель, организатор науки, вице-президент АН БССР, и как поэт, пламенный публицист. И его особая заслуга как писателя-патриота перед Отечеством, его вклад в художественное освоение темы войны также существенны.

Этот вклад, учитывая масштаб таланта народного песняра и его тогдашний авторитет в обществе, наверное, мог быть еще более значительным. Но этому не способствовал ряд объективных факторов, хотя субъективный момент тоже присутствует. Речь идет о психологическом состоянии поэта, пережившего мрачные времена тридцать седьмого года, насильственное уничтожение многочисленной писательской когорты, аресты близких, родственников, напрасные попытки оказать им помощь. Все это, вместе взятое, не могло не сказаться на мировосприятии Коласа-поэта, на его поэтической мысли, которая и в мрачные времена давнего тюремного заключения, и в 1920-е гг. творчески пульсировала, поднималась на новые высоты, несла веру в возрождение родной страны. В конце же 1930-х гг. мысль художника не могла раскрыться со всей силой, общественно-политические обстоятельства снижали ее свободный полет, придавливали к земле, толкали в русло официальной трактовки событий и явлений действительности.

Упомянутые факторы, конечно, повлияли определенным образом на творчество Якуба Коласа военной поры. Бытовые условия жизни и материальное положение семьи Якуба Коласа, особенно в первый период жизни в Ташкенте, оказались довольно сложными. Писатель немолодого возраста с завидной крестьянской терпеливостью мужественно нес груз бытовой неустроенности, личного горя, вызванного отсутствием сведений о сыне Юрке, который находился на фронте и судьба которого оставался неизвестной, оторванности от родного края, от окружения друзей. Главным делом для Якуба Коласа оставалась творческая, писательская работа.

Преимущественная часть поэтического наследия Якуба Коласа первых лет войны – произведения выразительно гражданской направленности, пламенная публицистика, открытое, пафосное высказывание гнева, возмущения, презрения к оккупантам, несущим народам смерть, разрушения, страдания. Уже 24 июня 1941 г. в печати на белорусском языке появилось первое военное стихотворение Якуба Коласа, опубликованное в «Правде», – «Шалёнага пса – на ланцуг!». Оно возникло как живой поэтический отклик на события первых дней войны. Поэт призывает народ свободной страны к оружию, призывает перековать плуг на меч и единым порывом обрушиться на врага.

Это, бесспорно, социальный заказ в точной значимости слова, и Якуб Колас оперативно его исполнял. Стихотворения «Душою і сэрцам мы з вамі, героі», «Фашысцкім бандытам», «На абарону», «Смерць разбойнікам», «Абаронцам роднай зямлі», «Народу-барацьбіту», «На звера», «У цяжкую часіну» – образцы публицистического жанра с его призывной, лозунгово-ораторской интонацией, антифашистской направленностью, пафосом веры в неизбежность победы, с чувством презрения к предателям.

Оптимистическое звучание поэтических произведений 1941 г., наличие в них утверждений вроде:

К канцу падыходзіць дарога
Крыві і ярма.
Ад ярасці гневу людскога
Збавення няма.

тем не менее не мешало поэту правдиво рисовать войну, ее ужасы, страдания народа, зловещий облик ненавистного захватчика:

Як пропасць чорная, ўварваўся ён,
Прайшоў разбойніцкай ступою,
І ўсюды кроў, няволю і палон
Пакінуў за сабою.
Спаліў твае сялібы, гарады,
Твой дом разграбіўшы дарэшты.
Не ведаў ты яшчэ такой бяды
З тых дзён, як тут жывеш ты.

Якуб Колас принадлежал к той категории художников, вдохновение у которых рождалось при непосредственном восприятии явлений действительности и конкретных людей, их судеб. Колас-писатель должен был собственными глазами увидеть событие, которое он собирался воссоздать, отобразить в образной форме, увидеть живых людей, которые могли стать героями его произведений, услышать их голоса, зафиксировать в памяти какие-то особенные жесты, выражения лица, их лексику, интонацию, интуитивно почувствовать, понять внутренние мотивы поступков и поведения. Конечно, и увидеть ту повседневную реальность, атмосферу, бытовую среду, в которой жили, работали, сражались реальные люди, прототипы его будущих героев. Совершенно очевидно, что длительное проживание в глубоком тылу в значительной степени лишало писателя такой возможности. Он вынужден был довольствоваться газетными сообщениями о военных событиях, фронтовых эпизодах и о положении на оккупированной территории, иначе говоря, пользовался отфильтрованными военной цензурой сведениями, фактами. Отсюда и приблизительность рисунка, в котором мало ярких, взятых из жизни элементов, живых деталей, а действующие лица часто напоминают плакатных героев, разговаривающих пафосно, вдохновенно, хотя обстоятельства требовали обычного, повседневного языка.

Отложив работу над прозаическими произведениями на будущее, Якуб Колас целиком сосредоточился на стихотворной форме. Жанровая палитра его стихотворений довольно разнообразна. Здесь мы видим форму непосредственного обращения к «абаронцам роднай зямлі» («Душою і сэрцам мы з вамі, героі»), к «бясстрашным і мужным» «байцам-камсамольцам»; форму призыва к людям-богатырям («На абарону») «вышэй, ярчэй» поднять молот мести захватчикам, проявить мужество.

Дык гуртуй жа магутныя сілы –
Вораг люты штурмуе наш дом.
Ты абруш на яго прах магілы.
Разразіся над ім перуном!

Довольно органично вписалась в жанровую систему стихотворений форма плача, реквиема над могилой воина, погибшего в неравном бою, но не нарушившего воинской присяги, оставшегося героем в памяти людской («Над магілай партызана»). Излюбленной для Якуба Коласа стала форма так называемых народных «проклятий», проклятий-пожеланий, предсказаний неизбежности расплаты фашистам за их преступления:

Стой над фрыцавай магілаю,
Халуй!
Прад табой зямля расступіцца
Сама,
І, як з вуша, скура злупіцца
З дзярма...
Будуць, будуць лютым ворагам
Канцы.
Ой, заплаціце вы дорага,
Фрыцы!

Немало примеров использования формы стихотворного памфлета («На восі Рым – Берлін», «Калымага “Рым – Берлін”», «На міжнародныя тэмы» и др.), а также язвительно-сатирической зарисовки, действующими лицами которой выступают реальные персонажи (Гитлер, его пособники), обобщенные персонажи фашиста, фрица и т. д. («Похороны Гейдрыха», «Дучэ», «Рыцарь Шыкльгрубер»). Яркой страницей творчества Якуба Коласа в военный период стали фельетоны. Один из них «Гітлер і чарадзей» ярко сочетает художественные и публицистические элементы, характеризуется традиционным для стиля поэта слиянием мысли с ее образным отображением.

Многие из этих «героев» фигурируют и в публицистических статьях Якуба Коласа («Да зброі, беларускі народ!», «Злачынцы суда не мінуць», «Здраднікі», «Набліжаецца час расплаты» и др.). И здесь доминируют язвительная ирония, сарказм, сатирические краски. Но в публицистическом жанре появились новые темы и мотивы, например, идет речь о судьбе людей, вывезенных на принудительные работы в Германию, об ответственности немецкого народа перед историей за участие в захватнической войне и совершенные ими преступления. Мы не посягаем на чужие земли, на свободу других народов, заявляет Якуб Колас. Но скажем немецкому народу:

«Апамятайся, нямецкі народ! Гітлер і яго шайка вядуць цябе ў бяздонныя пакуты. Яны напісалі на сваім сцягу: ноч і цьма. Яны атруцілі твой розум. Змый жа бруд са свайго цела. А калі ты маўчыш, ідзеш за сваім фюрэрам, то і твае рукі ў крыві, на тваю галаву падзе пракляцце і кара».

Колас-публицист решительно разоблачает доктрину фашистских идеологов об исключительности немецкой расы и ее праве на мировое господство.

«Яны лічаць сябе народам вышэйшай пароды. Толькі ім панаваць, а ўсе іншыя павінны слугаваць ім, працаваць на іх. Гэта такі “новы парадак” нямецкага крывавага вырадка, людаеда Гітлера».

Как пламенный патриот, верный сын народа, Якуб Колас гневно разоблачал в своих публицистических произведениях предателей народа – фашистских пособников. Особенно глубоким отвращением и ненавистью к этим людям, потерявшим человеческий облик и продавшим свою совесть, пропитана статья «Здраднікі»:

«Нямецкія грабежнікі, не спадзяючыся на свае сілы, адкопваюць на сметніках людскога бруду падонкі грамады, праступнікаў і здраднікаў і розны белагвардзейскі ўгалоўны фуз, каб абаперціся на іх і паставіць на службу сабе іх блудлівыя вочы, іх сабачыя вушы і іх акрываўленыя ў народнай крыві рукі... »

4 апреля 1942 г. в Москве прошел Второй всеславянский митинг. С пламенной речью «Беларусы ніколі не аддадуць нямецкім захопнікам сваёй волі, сваёй зямлі, сваёй незалежнасці» выступил Якуб Колас. Знаменитая статья «Да помсты, браты славяне!» является выступлением поэта на Третьем всеславянском митинге в Москве 9 мая 1943 г. Широко освещена в публицистике и тема дружбы, единства, совместной борьбы с фашизмом славянских народов («К мести, братья славяне!», «Славяне борются» и др.). Из-под его пера вышли статьи «Сумесная барацьба рускага і беларускага народаў супраць нямецкай агрэсіі» и «Дружба і ўзаемная павага – залог свабоды і працвітання беларускага і польскага народаў». Эти произведения нанесли чувствительный удар по фашистской пропаганде белорусских буржуазных националистов. Находясь в эвакуации в Узбекистане, Якуб Колас обращался не только к белорусскому народу, но и к узбекскому. Его стихотворения и статьи неоднократно размещались на страницах местной печати и сыграли большую роль в деле мобилизации на борьбу с врагом.

Очерком «Лагерь смерти» (газ. «Известия», 19 апреля 1944 г.) Якуб Колас одним из первых в отечественной литературе начал документально-художественное исследование темы «белорусских Хатыней». Весной 1944 г. поэт посещал освобожденные от гитлеровцев Гомель и сельские районы. Там он встретился с узниками концентрационного лагеря, созданного в городке Озаричи. Статья «Лагерь смерти» фактически стала составной частью общего обвинения преступной деятельности фашистских хищников на территории Беларуси. Естественно, что упомянутые мотивы углубляли писательское освещение военной темы, обогащали образ войны новыми гранями.

В текст публицистических статей («Да зброі, беларускі народ!», «Воинам Красной Армии», «Злачынцы суда не мінуць» и др.) Якуб Колас вводил отдельные строфы своих стихов, тем самым усиливая эмоциональное звучание прозаических произведений.

Среди произведений Якуба Коласа военной поры заметно выделяется ряд стихотворений, обращенных непосредственно к белорусской действительности, к судьбе оккупированного Отечества: «Лёс», «Развітанне», «У цяжкую часіну», «Голас зямлі», «Вясною», «Стары гасцінец», «На Захад», «Мая земля». Они лишены публицистической заостренности, в них больше тепла, живых национальных реалий, пусть и воссозданных по памяти. Поэт точно учитывает характер мировосприятия своего адресата.

Произведения Якуба Коласа военного времени имеют большую ценность. Рассказанные в одном случае авторским, а в другом – языком персонажа с сохранением его языковых интонаций, они раскрывают перед читателем целую галерею событий, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Свой патриотический творческий пафос Якуб Колас черпал в бесчисленных образцах беспримерного героизма простых советских людей, а правдивые рассказы об этих подвигах в свою очередь воодушевляли народ на борьбу, укрепляли его отвагу и стойкость.

Писатель верил в победу над фашизмом, верил в творческие силы народа, смело вступившего в борьбу с врагом. Произведения Якуба Коласа, пронизанные этой верой, его стихотворения и публицистика, написанные в годы Великой Отечественной войны, не утратили своего эмоционального воздействия, познавательного значения.

Советское правительство высоко оценило заслуги Якуба Коласа, наградив его орденом Красного Знамени, медалями: «Партизану Отечественной войны», «За защиту Москвы» и «За доблестный труд в Отечественной войне 1941–1945 годов». За стихотворения «Майскія дні», «Дарогай славы», «Салар», «Родны шлях», «Майму другу», «На Захад», «Голас зямлі», написанные Якубом Коласом в Ташкентево время войны, ему была присуждена Государственная премия СССР.

Произведения о войне:

Сборники:

Поэмы:

Стихотворения

Источники информации:

  1. Колас, Я. Збор твораў : у 12 т. / Якуб Колас ; рэдкал. : В. Барысенка [і інш.]. – Мінск : Дзяржвыд БССР, 1961–1964.
  2. Жыгоцкі, М. Сіла праўды: слова пра ваенную публіцыстыку Якуба Коласа / Мікола Жыгоцкі // Беларуская думка. – 2008. – № 5. – С. 78–81.
  3. Жыгоцкі, М. У суровыя гады ваеннага ліхалецця / Мікола Жыгоцкі // Полымя. – 2009. – № 12. – С. 148–163.
  4. Мушынскі, М.І. Вобраз вайны ў творах Якуба Коласа 1941–1945 гг. / М.І. Мушынскі // Вялікая Айчынная вайна ў мастацкай літаратуры : матэрыялы рэсп. навук. канф., Мінск, 27 крас. 2005 г. / [рэдкал.: І. С. Роўда (адк. рэд.) і інш.]. – Мінск, 2007. – С. 9–22.
Библиотекарям