ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотекиКлассики мировой литературы Янка Купала и Якуб КоласЧитаем Купалу и Коласа вместеПервые произведенияПервые произведения Якуба Коласа
Первые произведения Якуба Коласа

Первые произведения Якуба Коласа

1 сентября 1906 г. в газете «Наша Доля» было напечатано первое стихотворение Я. Коласа «Наш родны край» (PDF).

В период 1906–1911 гг. стихи молодого поэта активно печатались на страницах газеты «Наша ніва» (1906 PDF, 1907 PDF, 1908 PDF, 1909 PDF, 1910 PDF, 1911 PDF).

Еще в юношеские годы Якуб Колас делал записи устного народного творчества. Работая педагогом, начал составлять учебное пособие «Другое чытанне для дзяцей беларусаў».

«Другое чытанне для дзяцей беларусаў» (1909) (PDF)

Сборник представляет собой хрестоматию для учеников II класса. Учебник имеет четкую структуру – состоит из семи разделов: первые четыре посвящены порам года; трем последним разделам автор дал следующие названия: «Родныя абразы» (V раздел) «Вершы і байкі» (VI раздел), «Казкі» (VII раздел). Такая структура книги свидетельствует о том, что первые разделы (I–V) писатель выделил согласно тематическому принципу, а два последние – согласно жанровому. Каждая из пяти первых частей книги представляет собой законченную композицию произведений с собственным контекстом и своеобразным внутренним построением.

Картины природы, описанные Я. Коласом в букваре, чрезвычайно эмоциональны и красочны. Одухотворяя природу и окружающий мир, писатель находит отличительные и неповторимые краски для каждой поры года: «Вясна», «Лета», «Навальніца», «Каля возера ўначы», «Летняя ноч», «Асеннія ясныя дні», «Зіма» и др. На фоне природных явлений довольно часто отражены игры детей, труд взрослых – события, органично вписывающиеся в неповторимый пейзаж природы, дополняя его и создавая соответствующее настроение. Так, в рассказе «Зіма» в первых строках показано волшебство и красота зимнего пейзажа, принесшего с собой первый снег, а в последних предложениях, где описываются игры детей, ощущается динамизм, радостное и бодрое настроение.

В некоторых рассказах, чтобы сосредоточить внимание на важных моментах, Я. Колас употребляет непосредственные обращения к маленькому читателю («Вясна», «Ручай», «Мурашкі і іх будова»). В каждом конкретном случае такие обращения используются с разными целями. В первом из названных произведений – чтобы постепенно подвести детей к довольно сложным выводам общественного характера, во втором – чтобы научить маленького читателя прислушиваться к языку родной природы, в третьем – для лучшего усвоения образовательного материала. Поэтические рисунки весеннего оживления (наводнения) дают возможность направить внимание детей на общественные проблемы своего времени. Я. Колас хотел, чтобы жизнь маленьких белорусов не была похожей на жизни их родителей; писатель заботился о том, чтобы они росли свободолюбивыми и в будущем были готовы стать на путь защиты свободной и независимой жизни.

В произведениях «Другога чытання для дзяцей беларусаў» при помощи аллегории писатель создает неповторимые образы леса, солнца, ветра, мороза, ночи. В рассказе «Ручай» в образной форме через язык капелек ручейка автор предлагает детям объяснения того, как образуются ручейки и даже того, что такое круговорот воды в природе. Полностью аллегорическим является рассказ «Дуб і чароціна», который учит детей быть выносливыми, мужественными, решительными, уверенными, непоколебимыми в достижении своей цели. В окончании своего монолога дуб говорит следующие слова: «Праўда, і мяне можа зламаць бура і цяпер: няма на свеце такое сілы, над каторай не было б большае сілы» (Колас Я. Дуб і чароціна [1906– 1917] // Збор твораў: у 14 т. Т. 4 – Мінск, 1973. – С. 219).

Писатель не дает однозначного ответа на вопрос тростинки камыша. В аллегорической форме Я. Колас объясняет детям и такую истину: не все конфликты можно решать с позиции силы, лучше жить мирно и в согласии с другими людьми. Не каждому человеку подходят слова: «лепей зламацца зусім, чым гнуцца ўсякай сіле» (Колас Я. Дуб і чароціна [1906– 1917] // Збор твораў: у 14 т. Т. 4 – Мінск, 1973. – С. 219).

Но независимо от того, сильный человек или слабый, жизнь каждого – величайшая ценность. В этом и заключается гуманистическая идея произведения.

Воспитательные идеи многих произведений букваря органично сочетаются с образовательным материалом. Какие знания автор стремился передать маленьким читателям, свидетельствуют уже сами названия этих произведений: «Прылёт птушак», «Мурашкі», «Адлёт птушак», «Якую карысць прыносяць нам птушкі», «Мурашкі і іх будова», «Як выдумляюцца страхі». Главная мысль автора, которую он стремится передать детям в рассказе под названием «Як выдумляюцца страхі» – необходимость расширения приобретенных знаний: «болей навукі – меней страху» (Колас Я. Як выдумляюцца страхі [1906– 1917] // Збор твораў: у 14 т. Т. 4 – Мінск, 1973. – С. 266).

Современные читатели книги Я. Коласа получат также новые знания и из произведения «Куцця», рассказывающего о самом важном моменте в рождественских праздниках, знакомящего с нормами крестьянской морали, среди которых одна из главных – уважение к старшим членам семьи; узнают о прошлом своего края из рассказов, размещенных в разделе «Родныя абразы».

Каждого своего героя писатель стремится наделить индивидуальными чертами, но это не препятствует созданию типичного образа героя хрестоматии Я. Коласа: обычного крестьянского мальчика с чутким сердцем («Ластаўкі»), с впечатлительной и поэтической душой («Прылёт птушак», «У грыбах»), любопытного и любознательного («Школа»). Но писатель не идеализирует детские образы, ведь некоторые из его героев не против полакомиться яблоками из чужого сада («Чужы сад»), не всегда могут решить спор мирным путем («За што пабіліся хлопцы») и даже могут проявить жестокость в отношении к природе («хітры і нягодны» Антось из рассказа «Ластаўкі»). Такая контрастность образов способствует достижению дидактических целей букваря.

В последнем из разделов «Другога чытання для дзяцей беларусаў» Я. Колас разместил одиннадцать обработанных им белорусских сказок. К сказкам также можно отнести и произведение из IV раздела под названием «Два маразы». Последний раздел букваря представлен двумя разновидностями сказок: сказками о животных и социально-бытовыми. Сказки о животных невелики по своим размерам, соответствуют возрастным особенностям детей 5–7 лет, в них выразительно проявляется воспитательная направленность: высмеивается зависть, алчность, ограниченность, пугливость («Воўк – дурань», «Леў і воўк», «Два зайцы»). Сказки социально-бытового содержания давали возможность Я. Коласу установить моральное превосходство простого мужика над представителями других социальных групп, что не всегда можно было сказать открыто из цензурных соображений («Мужык і цыган», «Два маразы», «Мужык і пан»).

Сказка «Цяжкая доля», построенная на народном сюжете, помимо своего оптимистичного звучания, несет глубоко философскую мысль о счастье, заключающемся в жизни для других, несмотря на большие духовные и физические усилия. Кроме того, это произведение для современного городского читателя имеет познавательное значение: в нем показан нелегкий труд хлебороба. При помощи содержание сказки «Песня птушкі» воспитывается чувство сострадания чужой беде, желание творить доброе и прекрасное.

«Другое чытанне для дзяцей беларусаў» стало важным этапом на пути становления всей белорусской детской литературы.

Первая книга Якуба Коласа «Другое чытанне для дзяцей беларусаў» вышла в 1909 г. в издательстве «Загляне сонца і ў наша аконца», а в 1910 г. увидел свет первый сборник стихов «Песні-жальбы».

«Песні-жальбы» (1910) (PDF)

В 1910 г. в Вильно вышла первая поэтическая книга Якуба Коласа «Песні-жальбы». Автор, и до того момента активно печатавшийся на страницах «Нашай Нівы», находился в это время в минской тюрьме, отбывая наказание за подготовку нелегального съезда белорусских учителей. Выход книги был важным и знаковым не только для него самого (подытожил начала творческого пути), но и для всей белорусской литературы того времени: «Жалейку» Янки Купалы дополнил как бы уже знакомый, но новый поэтический тон. Русло белорусской литературы из отдельных ручейков превратилось в могучее всеоживляющее течение. В рецензии «Нашай Нівы», появившейся сразу после выхода книги, Альгерд Бульба высоко оценил ее, отметив прежде всего простоту и ясность выражения мысли, глубинную народность, терпение «за мільённы народ», слышимое в стихах. Отметил критик и чрезвычайное мастерство Я. Коласа в создании стихов, описывающих природу: «…у момэнт, калі апісывае нам родныя абразы, ён стаецца артыстам, зросшымся с прыродай».

Высоко, но и довольно критично оценил коласовские «Песні-жальбы» Максим Богданович. В статье «Глыбы і сіла» он назвал книгу «цэльнай… па светапогляду», но однообразной относительно тем и мотивов. М. Богданович выделил три доминантные темы коласовской книги: «… бедныя абразы роднага краю, доля нашага народа, турэмныя думкі і жыццё». Главная ценность стихов Я. Коласа, по мнению М. Богдановича, «у праўдзівай – далёкай ад ўсякай фальшы – любві да бацькоўшчыны; гэтая любоў, як цудоўная жывая вада ў казках, ажыўляе іх і робіць роднымі, блізкімі ўсякаму, у кім яшчэ ёсць душа жывая, хто не забыўся аб долі свайго народа, а мо і сам перажывае апісанае ў гэтых вершах».

Современное коласоведение первую книгу классика национальной литературы рассматривает в контексте демократических традиций отечественной поэзии и христианской философии жизни. «Песні-жальбы» – это не только название книги, но и основной жанр начала творчества поэта, когда он ощущал влияние демократических традиций Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича, песняров народного горя, доли-недоли.

Главным и сущностным в первой книге Я. Коласа была любовь к родному краю, наполняющая душу благородным светом и красотой, которую не может затмить ни убогость повседневной жизни, ни нарекания на судьбу. Она же, любовь, и закаляет души, показывая через скромность рисунка национальной жизни, что жизнь – это прежде всего испытание на прочность и человечность. Образ родного края, воспринятый глазами и сердцем белоруса-труженика, и воплотил Я. Колас в первом сборнике «Песні-жальбы», показав терпение и крест белоруса на пути в будущее.

Поэт разместил стихи своей первой книги в пяти разделах, что придавало ей в целом композиционную и содержательную завершенность: 1. «Думкі»; 2. «Родныя абразы»; 3. «Мужычае жыцьцё»; 4. «На разстані»; 5. «З турмы». Открывался же сборник стихотворением «Не пытайце, не прасіце», где автор на самом деле в богушевичском стиле декларировал, что веселых песен дать не сможет, ведь «на жыцьце як паглянеш, / Сэрца болем зашчыміць».

Мысли поэта – это «сэрца дзеткі», они «рана засмуцілісь», изведав горечь и боль жизни. Многим стихам свойственна особая образность, а именно метафоры, сравнения, характеризующие автора как выдающегося мастера слова, а воззвания, повторы, обращения окрашивают стихи глубоким, проникновенным лиризмом, повышают их эмоциональность. Так, в стихотворении «Пташкі ў лесе шчэбеталі…» описывается «вясёлы вечар мая», небо над Беларусью – это «Божае поле», по которому плывут белые тучки – «думкі светлай долі». Через эти образы рождается особенная доминанта настроения коласовской лирики: на первый взгляд серый, будничный образ родного края, лишенного пышной, броской экзотики, направляет мысли лирического героя к вечным вопросам бытия человека на земле, его счастливой-несчастливой судьбы, смысла существования. В свою очередь такой склад мыслей входит в христианскую философию жизни. Стихи книги соответственно читаются и воспринимаются как познание правды и полноты бытия. Это познание происходит не через какие-то экстремальные сверхдействия и сверхситуации, а через мерные, суровые, трудовые и скупые на свои плоды будни. Испытания и тернии этих будней аллегорически представляются также и как «крыжовая дарога» белоруса-труженика, сына своей земли, и этой дорогой надо пройти, чтобы достигнуть желанных Нового Неба и Новой Земли.

Яркой образностью выделяется также стихотворение «Усход сонца», построенное как каскад метафор, призванных описать торжество рождения летнего дня – дела, не подвластного рукам человеческим, а потому в особенности возвышенного. Утро, новый день дается как дар небес человеку, перед величием этого дара замирает душа и славит в стройных образах творческую мощь Бога:

На усходзе неба грае
Дзіўным блескам жару,
Залацісты сноп купае
Ў полымі пажару.
……………………
І ўбірае залатую
Сонейку дарогу,
Паліць сьвечку дарагую
Прад аўтарам Бога…

Таким же величием пропитан образ ночи, красота и таинственность которой также пробуждают у лирического героя возвышенный ход мыслей, трепет чуткого сердца (стихотворение «Ноч»). Именно чуткое сердце способно откликнуться на красоту природы, воспринять все ее перемены как дары, переживать в связи с этим разные настроения, ощущать себя частью величественно задуманного и созданного мира. Так, стихи «Адлёт жураўлёў», «Восенны дождж», «Восень» рисуют нам совсем другой пейзаж: унылый, дождливо-слезливый, настроенный на отход, замирание жизни. Потому лирический герой слышит теперь в небе – «гэтым Божым моры» – совсем другие звуки, видит другие цвета: «Жаласныя крыкі / Льюцца над зямлёю, / Стагі лугавыя / Вежамі жаўцеюць» (стихотворение «Адлёт жураўлёў»).

Органично продолжают полную чувств поэтическую речь стихи следующего цикла «Родныя абразы». Белорусский пейзаж в этих стихах не выглядит парадно, он вызывает печаль и грусть. Оплакивая «нешчаслівую старонку», описывая неприглядные в своем упадке картины ее пейзажа, Якуб Колас все равно полон любви. Любви, сочувствия, жалости. Любить свою страну в красоте и любить ее в убогости – так, по-видимому, проявляется полнота любви и ласки. И автор искренне признается в этом уже в первом стихотворении данного цикла «Я не знаю…»:

Я не знаю, я не знаю,
Чым я так прыкуты
Да тваіх, мой родны краю,
Абразоў пакуты.

Теплом любви, иногда определенной долей иронии определяется в книге и образ человека труда. Стихи, в которых создан такой образ, объединены в цикл «Мужыцкае жыццё», но привлекательные черты пахаря-труженика просматривались и в предыдущем цикле.

Так, в стихотворении «Хлебароб» автор показывает нам достойного и красивого крестьянина-хозяина, почтительно осматривающего своего поле, где дружно зреет будущий урожай. Нет в стихотворении никаких намеков на упадок, грязь, неплодородие:

Густа жытцо маладое
Поле ўсё пакрыла,
Расьце добра і прыгожа,
Ажно глянуць міла.

Да и сам хлебороб – представительный, «важны, задуменны», настоящий хозяин своей пашни.

Этот образ кардинально отличается от традиционного образа мужика-горемыки, который видим в стихотворении «Мужык», уже как бы привычный для нашего сознания как типичный образ крестьянина начала ХХ в., созданный белорусской литературой:

Я – мужычы сынок.
Ні двара, ні кала!
Поле – жоўты песок,
Хата ў землю вайшла.

Не жыву, а гнію,
Прападаю, як мыш…
Глянь на долю маю,
Глянь на цяжкі мой крыж!...

Вместе с мотивами бедности, убогости и запущенности жизни крестьянина, вызывающей искреннюю жалость и порождающей песни-плачи над его долей, уже в этом цикле сборника начинает звучать и мотив веры, что придет правда. Так, заключительное стихотворение цикла «Мы ходзім спатыкаемся», написано на основе контраста-противопоставления: хоть мы «асьмеяны, аблаяны, / Гразёю мы абмазаны», но все-таки «…хоць некалі / А праўды дапытаемся».

Речь о будущем освобождении, поисках правды продолжает поэт и в цикле стихов «На розстані». В стихах «Не бядуй», «Сябром», «Што вы, хлопцы, пахмурнелі…» уверенно звучит мотив возрождения, побеждающий плач, окрыляющий на эффективный, активный труд ради нового будущего. «Наша праўда нам паможэ – / Блісьне сьвет і к нам ў ваконцэ!» – утверждал поэт в стихотворении «Сябром», обращаясь к своим единомышленникам-соратникам, круг которых прежде всего составляли нашенивцы и друзья-учителя. Правда возрождения провозглашается поэтом и в стихотворении «Не бядуй», где его голос уже усиливается до пророческого тона: «Вер, што жыцьце залатое / Будзе ў нашай старане!»

Особое место в книге занимает «тюремный» цикл стихов, в котором отразились непосредственные впечатления тюремной жизни, а тема воли и неволи зазвучала еще более трагично («Песьня няволі»):

Як моцны гук, прызыў вясны
С тваей пачуўся вышыны!
Прастор, прастор і воля там,
Але не нам яны, не нам!
Запёрты мы, прыдаўлены.
Рашоткі нам пастаўлены…

Спасают лирического героя-узника только мысли о родном крае. Его образы-пейзажи проплывают перед глазами заключенного, вызывают «смутакі радасць», дают утоление измученной душе, возвращая ей спокойствие. Именно поэтому в цикле среди стихов тюремной тематики появилось стихотворение «Родныя абразы» («Родныя вобразы»), ставшее вершиной лирического чувства всего сборника и логично завершившего весь его образный ряд:

Толькі я лягу і вочы закрыю,
Бачу я вас прэд сабой:
Ціха праходзіце вы, як жывые,
Зьзяючы мілай красой.

Первый сборник стихов Якуба Коласа «Песні-жальбы» более ста лет тому назад показывал белорусскому читателю всю «мілую красу» отчизны, учил любить ее в скорби и печали, обиженную и презираемую, любить для будущей славы воскресения и возрождения в Правде, указывал путь к Новой Земле и Новому Небу.

Использованные источники:

  1. Багдановіч, І. "Гэта – вобразы краіны Беларусі роднай…" : да 100-годдзя першага зборніка вершаў Якуба Коласа "Песні-жальбы" / Ірына Багдановіч // Роднае слова. – 2010. – № 9. – С. 12–15 : іл.
  2. Багдановіч, М. Глыбы і слаі / М. Багдановіч // Поўны збор твораў : У 3 т. Т. 2 : Мастацкая проза, пераклады, літаратурныя артыкулы, рэцэнзіі і нататкі,чарнавыя накіды. – Мн., 1993. – С. 188–189.
  3. Колас Я. Збор твораў: у 14 т. – Мінск, 1973.
Библиотекарям