ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотекиПервая мировая война в литературеПервая мировая война в белорусской литературеМихась Лыньков
Михась Лыньков

Михась Лыньков

Повесть «На чырвоных лядах» (1933) стала первым крупным произведением М. Лынькова (часто исследователи определяют ее как роман) и посвящена событиям, происходившим в белорусской деревне накануне и во время Первой мировой войны.

Жанрово-стилистическое построение повести – мозаичное. Каждый ее раздел словно отдельная новелла. Такая форма не позволяет развить действие в быстрых темпах текущего времени. Но это и не нужно писателю, ведь жизнь в глухой провинции течет медленно и во многом стихийно. Здесь литературная форма как раз адекватна самому течению жизни. Зато в каждом мозаичном разделе-рисунке – отдельная, глубоко раскрытая подробная социально-бытовая ситуация, неповторимые, колоритные характеры местечковых людей с их живым надднепровским говором (прототипом отображенного городка стал хорошо знакомый автору Свержень).

В произведении «На чырвоных лядах» Первая мировая война существенно влияет на жизнь людей небольшого городка, затерявшегося среди лесов на днепровских просторах. Лыньков акцентирует социальное неравенство, которое война только усилила, упадок сельского хозяйства, лишившегося рабочей силы, несправедливость со стороны властей по отношению к солдатским семьям. Постоянно ухудшалось положение мирных жителей. Самым острым во время войны оставался земельный вопрос, который часто обсуждался в письмах к родственникам в тылу. Простым людям война не нужна, но причин войны многие не понимают, поэтому некоторые считают, что во всем виноваты солдаты противника. Те, кто побывал на войне, прежде всего дезертиры и инвалиды, убеждены: «Не можа быць, каб усё ды па-старому засталося. Дужа ўжо жызня пайшла цяжкая, ні спакою табе, ні палёгкі. Тры гады на фронце вошай корміш, а сказаць, каб на дабро гэта пайшло – не скажаш. Дапякаюць цябе там, а тут матцы тваёй свет зводзяць, бацькоў тваіх у разор пускаюць. На ўсё йдзе звод. Калі й добра каму, дык хіба багацеям нашым».

На первый взгляд, все в этом произведении является прозрачно открытым, однако такое представление обманчиво. Глубокий подтекст прячется в художественных деталях, диалогах, пейзажах, портретных характеристиках, и даже большое количество персонажей (свыше 70) является достаточно показательным, определяющим, качественно содержательным художественным моментом. Персонажи представляют почти все слои и социально-классовые категории сельского населения тогдашней Беларуси.

Повесть, в которой отражен тыловой быт белорусской глубинки, осталась незаконченной. Вышла только ее первая часть «Ціхія сялібы».

Библиотекарям