ГлавнаяБиблиотекарямНаучно-практические разработки и методические материалыМетодические рекомендации по организации нестационарного библиотечно-информационного обслуживания населения в Республике Беларусь

Методические рекомендации по организации нестационарных форм библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотеки в Республике Беларусь

1. Настоящие рекомендации определяют порядок организации нестационарных форм библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотеки в Республики Беларусь (далее – нестационарные формы обслуживания).

2. К нестационарным формам обслуживания относятся: библиотечные пункты, передвижные библиотеки (библиобусы), выездные читальные залы, книгоношество.

Библиотечный пункт – обособленное подразделение библиотеки, расположенное вне места ее нахождения, осуществляющее деятельность по библиотечному, информационному и справочно-библиографическому обслуживанию пользователей библиотеки (далее – пользователи) по месту их жительства, работы или учебы.

Передвижная библиотека (библиобус) – специально оборудованное транспортное средство, укомплектованное библиотечным фондом, изменяющее свое местонахождение в целях обслуживания территориально удаленных от библиотеки ее пользователей.

Выездной читальный зал – мероприятие по организации открытых просмотров библиотечных фондов, прежде всего периодических изданий, в определенные дни и часы по месту работы, учебы или отдыха пользователей.

Книгоношество – мероприятие по доставке книг из библиотеки или библиотечного пункта по месту жительства или работы пользователя.

3. Нестационарные формы обслуживания, как правило, организуются в населенных пунктах, в которых отсутствуют библиотеки или находятся свыше 3 километров.

Организация нестационарных форм обслуживания осуществляется библиотекой на основании решения руководителя, согласованного с учредителем, а также руководителями организаций, на базе которых организуются нестационарные формы обслуживания.

Деятельность библиотек по организации нестационарных форм обслуживания осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, локальными правовыми актами библиотек с учетом норм законодательства об охране труда.

Выбор нестационарных форм обслуживания зависит от состояния материально-технической базы учреждения, удаленности района (микрорайона) города, иного населенного пункта от библиотеки, состояния транспортной инфраструктуры.

Организация нестационарных форм обслуживания отражается в годовом плане библиотеки.

Финансирование нестационарных форм обслуживания осуществляется за счет средств, предусмотренных на организацию деятельности библиотек.

4. Библиотекой организующей нестационарные формы обслуживания, разрабатываются и утверждаются необходимые документы: график работы, дневники (журналы) учета работы, планы, отчеты.

5. Организацию нестационарных форм обслуживания в сельской местности осуществляет отдел обслуживания и информации или иной отдел, осуществляющий обслуживание пользователей, центральной библиотеки сети района или города.

6. Должностные обязанности работника библиотеки, осуществляющего организацию нестационарных форм обслуживания, должны включать прием и выполнение заказов от пользователей, планирование, учет и отчетность, а также контроль за обновлением библиотечного фонда, предназначенного для этих целей.

7. Запись пользователей нестационарных форм обслуживания и выдача документов производится в соответствии с правилами пользования и учетными формами библиотеки.

8. Режим работы нестационарных форм обслуживания утверждается руководителем библиотеки и доводится до сведения обслуживаемых коллективов работников, жителей населенного пункта.

9. Библиотечный пункт организуется библиотекой на основании соглашения с организацией, или по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами власти в населенных пунктах, в которых библиотека отсутствует.

Библиотечные пункты публичных библиотек рекомендуется располагать в шаговой доступности в наиболее удобных для населения местах: вблизи транспортных развязок, магазинов, коммерческих или культурных центров.

10. Планирование работы по организации передвижной библиотеки (библиобуса) осуществляется на основе проведенного библиотекой мониторинга демографического состава населения, анализа потребностей и запросов пользователей.

На основе изучения необходимости, пожеланий и максимального охвата пользователей определяются маршруты выездов, места стоянок и продолжительность пребывания в каждом населенном пункте.

Выезды передвижной библиотеки (библиобуса) осуществляются по разработанным маршрутам. Маршруты строятся согласно логистической целесообразности с длиной пути в среднем 50 км и средним количеством населенных пунктов – пять.

Время, необходимое для обслуживания пользователей и использования передвижной библиотеки (библиобуса), определяется спецификой маршрута (удаленность населенных пунктов и их количество; плотность населения; количество работников, задействованных в обслуживании; дорожные условия и другие).

Продолжительность стоянки передвижной библиотеки (библиобуса) зависит от количества пользователей. Средняя продолжительность стоянки составляет 60 минут.

Стоянки и часы работы передвижной библиотеки (библиобуса) устанавливаются в наиболее удобное для пользователей время.

Стоянка передвижной библиотеки (библиобуса) организуется в местах наиболее активного посещения: вблизи остановочных пунктов, возле магазинов, учреждений образования, либо другом месте, доступном и удобном для посещения пользователями.

Для пользователей, не имеющих возможность посещать библиотеку по состоянию здоровья, библиотечные, информационные и справочно-библиографические услуги оказываются по месту их нахождения: дома, в больничных организациях и т. д.

Транспортное средство, осуществляющее функции передвижной библиотеки (библиобуса), должно быть технически исправным, иметь разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и срок эксплуатации не более 10 лет с даты выпуска.

Библиотечный фонд передвижной библиотеки (библиобуса) должен размещаться на специальных стеллажах, установленных с наклоном, чтобы не допускать падения книг при движении автомобиля. Угол с горизонталью должен составлять от 10 до 20 градусов в зависимости от места размещения. При отсутствии данного оборудования могут использоваться ящики и коробки, но только в случае обеспечения физической сохранности библиотечного фонда при транспортировке.

Передвижная библиотека (библиобус) должна быть оснащена следующими техническими средствами: персональным компьютером, копировальной техникой и принтером (многофункциональным устройством), а также обеспечивать выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

По возможности в транспортном средстве должны быть организованы рабочие места для работника библиотеки и пользователей.

График работы передвижной библиотеки (библиобуса) и ее маршруты утверждаются руководителем библиотеки.

11. Выездной читальный зал используется в целях продвижения книги и чтения среди детей, учащейся молодежи и взрослого населения путем организации передвижных книжных выставок, проведения информационно-просветительских и других мероприятий.

Выездной читальный зал организуется в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения, летних оздоровительных лагерях, иных организациях, а также на открытых городских площадках и т.д.

Выездной читальный зал работает в определенные часы и дни недели, утвержденные руководителем библиотеки.

12. Книгоношество организуется для библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей из числа инвалидов, пожилых людей, иных категорий населения, которые не имеют возможности самостоятельно посещать библиотеку. Книгоношество осуществляется работниками библиотеки в согласованные с пользователями дни и время.

13. Библиотечный фонд нестационарных форм обслуживания формируется в соответствии с социально-демографическими характеристиками пользователей и включает издания по основным отраслям знаний, художественную литературу. Производственная литература подбирается с учетом профессиональных потребностей пользователей.

14. Пользователям нестационарных форм обслуживания для удовлетворения их запросов предоставляются услуги библиотеки, в том числе платные.

15. Информация об информационных ресурсах библиотеки, правилах их использования, новых поступлениях, перечне видов услуг библиотеки доводится до пользователей нестационарных форм обслуживания в форме объявлений, плакатов, буклетов.

16. Учет и отчетность нестационарных форм обслуживания ведется библиотекой в соответствии с установленными формами государственной статистической отчетности.

17. Учет работы по обслуживанию пользователей нестационарных форм обслуживания фиксируется в дневнике работы библиотеки, отражающем количество пользователей, посещений, выдачи документов, социокультурных мероприятий.

18. Показатели обслуживания посредством нестационарных форм обслуживания ежемесячно предоставляются в библиотеку для включения их в сводный отчет.

Библиотекарям