ГлавнаяБиблиотекарямBELMARCBELMARC/BibliographicМаркер записи и поля данных – описание полей5 – Блок взаимосвязанных заглавий501 Обобщающее унифицированное заглавие

501 Обобщающее унифицированное заглавие

Определение поля

Поле содержит слова или словосочетания, обозначающие типовое заглавие, под которым собираются произведения автора, издавшего большое количество произведений (например, собрание сочинений, рассказы, очерки, повести, письма, избранное, сонаты, этюды, т. п.).

Наличие

Факультативное.
Повторяется.

Индикаторы

Индикатор 1: Индикатор типа общего заглавия
0 – Полное собрание сочинений
1 – Избранные произведения, т. е. собрание отдельных произведений одного автора, в том числе произведений одного жанра, типа

2 – Извлечения, т. е. части произведений одного автора, включая выдержки, фрагменты из произведений Индикатор 2: пробел (не определен)

Подполя

$a Обобщающее унифицированное заглавие
Основные слова и словосочетания, используемые для того, чтобы собрать вместе произведения одного вида одного и того же автора.
Обязательное, если поле 501 не встраивается в 604 поле.
Не повторяется.
$b Общее обозначение материала
Факультативное.
Повторяется.
$e Обобщающие унифицированные подзаголовочные данные
Слово или словосочетание, используемые для характеристики обобщающего унифицированного заглавия.
Факультативное.
Не повторяется.
$j Формальный подзаголовок
В подполе вносится слово или словосочетание, добавляемое к предметной рубрике для отражения формы или вида издания, целевого и читательского назначения. Подполе используется только тогда, когда поле 501 включается в поле 604 ИМЯ И ЗАГЛАВИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ КАК ПРЕДМЕТ.
Факультативное.
Применяется, если этого требует система предметизации.
Повторяется.
$k Дата публикации
Дата публикации документа, когда она добавляется к обобщающему унифицированному заглавию для уточнения собрания произведений.
Факультативное.
Не повторяется.
$m Язык (если является частью заголовка)
Язык издания, когда он необходим как часть унифицированного заголовка, чтобы сгруппировать документы на одном языке. Наименование языка приводится на языке каталогизации.
Факультативное.
Не повторяется.
$r Средства исполнения (для музыкальных произведений)
Инструментовка и т. п. произведения.
Обязательное, если данные доступны.
Повторяется.
$s Цифровое обозначение (для музыкальных произведений)
Число, присвоенное композитором или кем-нибудь другим для того, чтобы различать музыкальные произведения. Это число может быть номером серии, опуса или номером в тематическом указателе или датой, используемой как порядковый номер.
Обязательное, если данные доступны.
Повторяется.
$u Тональность (для музыкальных произведений)
Музыкальный ключ (тональность ), используемый как часть унифицированного заглавия.
Обязательное, если данные доступны.
Не повторяется.
$w Дополнительные сведения (для музыкальных произведений)
Сведения о том, что музыкальное произведение является аранжировкой.
Обязательное, если данные доступны.
Не повторяется.
$x Тематический аспект заглавия
Термин или термины, добавляемые к заглавию, когда оно используется как предметный заголовок для более подробного определения темы.
Подполе используется только тогда, когда поле 501 включается в поле 604 ИМЯ И ЗАГЛАВИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ КАК ПРЕДМЕТ.
Факультативное. Применяется, если этого требует система предметизации.
Повторяется.
$y Географический аспект заглавия
Географическое название, добавляемое к заглавию, когда оно используется как предметный заголовок, для определения места, которое связано с предметным заголовком.
Подполе используется только тогда, когда поле 501 встраивается в поле 604 ИМЯ И ЗАГЛАВИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ КАК ПРЕДМЕТ.
Факультативное. Применяется, если этого требует система предметизации.
Повторяется.
$z Хронологический аспект заглавия
Термин, добавляемый к заглавию, когда оно используется как предметный заголовок для определения периода времени, к которому относится предметный заголовок.
Подполе используется только тогда, когда поле 501 встраивается в поле 604 ИМЯ И ЗАГЛАВИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ КАК ПРЕДМЕТ.
Факультативное. Применяется, если этого требует система предметизации.
Повторяется.
$2 Код системы предметизации
Идентификация в кодированной форме используемого перечня предметных рубрик или авторитетного файла – источника заглавия, используемого в качестве предметного заголовка.
Подполе используется лишь в том случае, когда поле 501 встраивается в поле 604 ИМЯ И ЗАГЛАВИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ КАК ПРЕДМЕТ.
Обязательное, если поле 501 вложено в поле 604 и имеется авторитетная / нормативная запись.
Не повторяется.
$3 Идентификатор авторитетной / нормативной записи
Контрольный номер авторитетной / нормативной записи для заголовка.
Подполе используется только тогда, когда поле 501 включается в поле 604 ИМЯ И ЗАГЛАВИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ КАК ПРЕДМЕТ.
Обязательное, если поле 501 вложено в поле 604, которое связано с авторитетной / нормативной записью.
Не повторяется.

Примечания о содержании поля

Поле 501 позволяет в унифицированной форме разграничить полное собрание сочинений, собрания избранных произведений, сборники произведений одного жанра, принадлежащие одному автору. Это дает возможность программно упорядочить произведения автора в нужной последовательности при формировании изданий национальной библиографии или в иных целях.

Взаимосвязанные поля

500 УНИФИЦИРОВАННОЕ ЗАГЛАВИЕ
Используется в случае наличия нескольких разных тематических заглавий одного произведения. Заглавия в поле 500 присваиваются для группировки всех записей на данный документ, тогда как поле 501 – для группировки схожих типов разных произведений или собраний сочинений одного автора.

604 ИМЯ И ЗАГЛАВИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ КАК ПРЕДМЕТ
Применяется в том случае, если имя автора и заглавие произведения необходимо представить как наименование предмета. Поле 501, наряду с полем 700, встраивается в поле 604.

608 ФОРМА (ВИД), ЖАНР, ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОКУМЕНТА
Используется системами предметизации для уточнения вида каталогизируемого документа («фразеологический словарь», «военные мемуары», «стихи в прозе»).

Примеры

Пример 1:

Колас, Якуб.
Собрание сочинений : в 4 т. / Якуб Колас ; вступительная статья И. Науменко.

200 1#$aСобрание сочинений$eв 4 т.$fЯкуб Колас$gвступительная статья И. Науменко
501 0#$aСобрание сочинений$k1982
700 #1$aКолас$bЯ.$gЯкуб

Пример 2:

Рембо, Артюр.
Произведения = Oeuvres / Рембо – Москва : Радуга, 1988. – 544 с. – Перед выпускными данными заглавие: Поэтические произведения в стихах и прозе. – Текст параллельно: французский, русский.

200 1#$aПроизведения$dOeuvres$fРембо
501 1#$aИзбранные произведения$k1988
700 #1$aРембо$bА.$gАртюр

Пример 3:

Недзвецкий, Валентин Александрович.
Романы И. А. Гончарова. – Москва : Издательство Московского университета : Просвещение, 1996. – 99 с. – (Перечитывая классику).

604 ##$1700#1$aГончаров$bИ. А.$gИван Александрович$15011#$aРоманы

Пример 4:

Шостакович, Дмитрий Дмитриевич (композитор; 1906–1975).
Романс из музыки к кинофильму «Овод» [Звукозапись] ; Полька из сюиты «Золотой век» ; Гавот из Балетной сюиты № 3 ; Полька из Балетной сюиты № 2 / Д. Шостакович ; [исполняют:] Государственный симфонический оркестр кинематографии, дирижер Э. Хачатурян (1), Оркестр Большого театра СССР, дирижер М. Шостакович (24) ; соло на скрипке Г. Кемлин (1). – [Москва] : Мелодия, [1968]. – 1 грп. [ГОСТ 5289-68] (ок. 16 мин) : 33 об/мин, моно ; 17 см, в конверте.

200 1#$aРоманс из музыки к кинофильму «Овод»$bЗвукозапись$aПолька из сюиты «Золотой век»$aГавот из Балетной сюиты № 3$aПолька из Балетной сюиты № 2$fД. Шостакович$g[исполняют:] Государственный симфонический оркестр кинематографии, дирижер Э. Хачатурян (1), Оркестр Большого театра СССР, дирижер М. Шостакович (24)$gсоло на скрипке Г. Кемлин (1)
210 ##$a[Москва]$cМелодия$d[1968]
215 ##$a1 грп. [ГОСТ 5289-68] (ок. 16 мин) $c33 об/мин, моно $d17 см, в конверте
423 #0$12001#$aПолька из сюиты «Золотой век»$150010$aЗолотой век$lсюита
423 #0$12001#$aГавот из Балетной сюиты № 3$150010$aБалетная сюита № 3
423 #0$12001#$aПолька из Балетной сюиты № 2$150010$aБалетная сюита № 2
500 10$aОвод$lмузыка к кинофильму$iРоманс
501 2#$aИзбранное$eотрывки

Поскольку одним из объектов записи является часть музыкального произведения (Романс из музыки к кинофильму «Овод»), то, согласно правилам описания музыкальных произведений, в качестве унифицированного заглавия, приведенного в поле 500 выбрано название всего произведения.

Пример 5:

Питер Пауль Рубенс [Изоматериал] : 400 лет со дня рождения : [1977 : табель-календарь] / оформление художника М. Занегина. – [Москва] : Изобразительное искусство, 1976. – 1 л. : цв. фотомеханическая печать ; 45х29 см.
Содержание: Меркурий и Аргус (фрагмент) ; Автопортрет (фрагмент) / П. П. Рубенс.

200 1#$aПитер Пауль Рубенс$bИзоматериал$e400 лет со дня рождения$e[1977$eтабель-календарь]$fоформление художника М. Занегина
215 ##$a1 л.$cцв. фотомеханическая печать$d45х29 см
327 1#$aСодержание: Меркурий и Аргус (фрагмент) ; Автопортрет (фрагмент) / П. П. Рубенс
464 #0$12001#$aМеркурий и Аргус$eфрагмент
464 #0$12001#$aАвтопортрет$eфрагмент
501 2#$aИзбранное$eфрагменты
517 1#$a1977

На табеле-календаре, посвященном 400-летию со дня рождения Рубенса, помещены фрагменты двух произведений этого художника.

Пример 6:

Рембрандт, Харменс ван Рейн (1606–1669).
Рембрандт [Изоматериал] : Детали картин : [комплект открыток] / Рембрандт Харменс ван Рейн.

200 1#$aРембрандт$bИзоматериал$eДетали картин$e[комплект открыток]$fРембрандт Харменс ван Рейн
501 2#$aЖивопись$eдетали картин
700 #1$aРембрандт$bХарменс ван Рейн$f1606–1669

111