ГалоўнаяНавіныПраект “Сведкі эпохі: Беларусь на старонках газет 100-гадовай даўніны”
27 лютага 1945 года. 72 дні да Перамогі
Зборнік міфаў, легенд і паданняў пра Мінск прэзентуюць 27 лютага

Эпізоды мастацкага жыцця Віцебска на старонках газет

Эпізоды мастацкага жыцця Віцебска на старонках газет
Іншыя навіны

Пры ўсіх неадназначных працэсах, якія адбываліся на тэрыторыі Беларусі ў палітычнай, духоўнай і культурнай сферах у 1917–1922 гг., ішлі станаўленне беларускага нацыянальнага выяўленчага мастацтва і фарміраванне шматнацыянальнай групы мастакоў.

Гэтыя гады сталі перыядам барацьбы розных мастацкіх плыней, груповак і напрамкаў, у прыватнасці, “рэвалюцыйнага” рэалістычнага мастацтва і авангардысцкіх плыняў, якія найбольш моцна праявіліся ў мастацкім жыцці Віцебска і творчасці яго выбітных, сусветна вядомых прадстаўнікоў. Шматлікія артыкулы, аб'явы, нататкі нават самога М. Шагала, якія друкаваліся на старонках газет “Советская правда”, “Вольная Беларусь”, “Дзянніца”, “Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов”, “Витебский листок”, “Звезда” дазваляюць скласці ўражанне пра мастацкае жыццё Мінска, Віцебска, іншых гарадоў у  паслярэвалюцыйны час.

Падзеі, якія адбываліся ў той прагрэсіўны перыяд у Віцебску, штодзённа асвятляліся ў друку: амаль у кожнай газеце (асабліва віцебскага рэгіёну, у прыватнасці “Витебский листок”) пісалі пра навіны, выстаўкі, лекцыі, экскурсіі і новыя мерапрыемствы выяўленчага мастацтва, звязаныя з горадам.

Напрыклад, “Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов” яшчэ 22 лістапада 1918 змясцілі артыкул пра адкрыццё мастацкага вучылішча ў Віцебску, задачы навучальнай установы, прынцыпы навучання.

Izvestija_Vitebskogo.jpg

«Открываемая в скором времени художественная школа удовлетворит давно назревшую в Витебске потребность в художественном культурно-просветительном центре, существование которого даст возможность направлять по истинному пути начинающего художника из народа.

Художественная школа прежде всего ставит своей задачей проводить в жизнь начала подлинного, революционного искусства, порывающего со старой рутиной академии. Вместе с тем в строении училища будет последовательно проведен принцип трудовой школы – при классе прикладных искусств будет существовать мастерская. Для исполнения тех разнообразных декоративных работ – живописных, лепных, деревянных и т.д. Писания вывесок, плакатов и др., которые до сих пор исполнялись безграмотно ремесленниками.

В скором времени начинаются занятия. Временно, впредь до приезда всех приглашенных преподавателей и открытия намеченных классов, будут вестись занятия в 2-х группах: старшей (живопись с натуры) и младшей (мертвая натура), а также откроются вечерние курсы рисования.

Запись желающих поступить в школу ежедневно от 11 – 3 ч. и от 5 – 7 ч. в помещении школы, Бухаринская, бывшая Воскресенская, 10.

Обучение – бесплатное».

Народное художественное училище // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1918. – 22 нояб. – С. 3.

Zdanie_Vit_hud_uchil.jpg

Будынак Віцебскага народнага мастацкага вучылішча

Распараджэннем уладаў дом цяпер ужо па Бухарынскай вуліцы быў перададзены ў вядзенне Марка Шагала (1887–1985), які толькі што ўступіў у пасаду ўпаўнаважанага Наркамасветы па справах мастацтваў у Віцебскай губерні. Новаспечаны камісар неадкладна ўзяўся ўладкоўваць тут мастацкае вучылішча.

Марк Шагал так апісваў гэты перыяд у сваёй кнізе “Моя жизнь”:

«В косоворотке, с кожаным портфелем под мышкой, я выглядел типичным советским служащим.

Только длинные волосы да пунцовые щеки (точно сошел с собственной картины) выдавали во мне художника.

Глаза азартно блестели – я поглощен организаторской деятельностью. Вокруг – туча учеников, юнцов, из которых я намерен делать гениев за двадцать четыре часа.

Всеми правдами и неправдами ищу средства, выбиваю деньги, краски, кисти и прочее. Лезу из кожи вон, чтобы освободить учеников от военного набора.

Весь день в бегах. На подхвате – жена».

Адкрыццё выставы адбылося 28 студзеня 1919 года. А напярэдані гэтай урачыстай падзеі газета “Витебский листок” змясціла наступны артыкул Марка Шагала:

Наконец мы опять на своей убогой родине.

Пусть мы как «не прикрепленные» нигде и ни в коем случае пообедать права не имели и в какой-либо общественной столовой тщетно домогались утолить свой голод, а к вечеру возвращались в свой «номер», оставаясь в темноте…

Но почему все же столичного полуголодного человека с таким трудом удается заманить сюда для культурной работы?

– Да, я их понимаю…

Но что же делать? Какими калачами нам все же заманить тех левых деятелей, новаторов в области Искусства, которые так необходимы нам в настоящее время для местной художественной и культурной жизни масс в городе и губернии?

Вот на какое именно обстоятельство за время нашего пребывания в столицах мы обратили особое внимание. Нельзя было не заметить того, что в то время как политически агитационные силы щедро рассылаются по военно-политическим фронтам, область культурная и, в частности, область искусства – в загоне, и почему-то считается излишним рассылка наиболее энергичных и левых деятелей в области искусства во всех его видах по провинциальным городам и весям.

Между тем, создание таких революционных отрядов искусства являлось бы вполне целесообразным.

С этим со мной вполне согласились.

Но… «Меньшинство в искусстве» – слишком обидное меньшинство.

Пока все же не могу нарадоваться и этим достижениям – заманив таких деятелей и художников, как Добужинский, Радлов, Анненков* и др. и с удовольствием предложив директорство Добужинскому.

Только теперь мы смело откроем двери художественного училища, школы губернской, долженствующей служить образцом школ нового типа для нужд нашей области. Откроем, однако, без традиционной помпы, без торжества и «речей».

Придете ли вы, рабочие, люди народа, обострять свои художественно-культурные наклонности, вкусы свои? Приходите прилежно и скромно учиться и работать, и вы увидите, что украшение города к следующей октябрьской годовщине революции – вы поймете с большей легкостью, чем ныне.

Достаточно вам будет ознакомиться слегка с элементарной работой в мастерских школы, и вы поймете, что мы не шутили в эти дни октября, когда искусство мы приобщали к народу.

Несмотря на некоторые гнетущие условия – жизнь искусства в столицах не замирает. Ставятся один за другим агитационные памятники, открывается грандиозная выставка в Зимнем дворце, революционные театральные студии («Красный петух» и другие) усердно творят, а неутомимый нарком Луначарский вдохновенно носится от комиссариата в Зимний дворец, от Зимнего к художникам, от последних к музыкантам и артистам и от них всех в Смольный.

«Воюют» Мария Федоровна с Мейерхольдом, а Мейерхольд – с Каменевой.

Повоюем же и мы. Помогайте же и вы нам, кто может, иль что говорю я! – не мешайте же, в крайнем случае, нам работать, если не всегда сочувствие ваше на нашей стороне.

Сделаем кое-что для нашей грустной родины…

                                                                                                Марк Шагал

 

*)Андреева-Горькая, нарком театров. [Примечание редакции «Витебского листка» – В.Ш.]

*Ю.П. Аннеков в Витебск не приехал.

Shagal.jpgШагал, М. Художественные заметки / М. Шагал // Витебский листок. – 1919. – 8 янв. – С. 1.

А само адкрыццё асвятлялася наступным чынам:

28 января состоялось торжественное открытие 1-ой Витебской народной художественной школы.

Открыл школу тов. Шагал, указавший в своем слове на громадное значение художественного развития пролетариата и на необходимость дать широкую возможность процветать левому искусству.

Тов. Шагал отметил разницу, существовавшую в деле художественного развития масс при старом режиме и теперь, при установлении диктатуры пролетариата.

Тогда искусство существовало только для отдельных счастливчиков, для “сильных мира сего”, для рабочей же массы, среди которой, бессомненно, имеется много талантов, двери в храм науки были крепко закрыты, и если кто-нибудь из них и попадал, то это являлось вообще каким-то чудом, Теперь же двери святое святых науки и искусства открыты для всех рабочих, и эти пасынки жизни теперь могут свободно пользоваться теми преимуществами , которые принадлежат им по праву испокон веков.

Оратор надеется, что пролетариат г. Витебска и всего края живо отзовется на призыв школы и докажет, что он, жадно воспринимая все, что дает ему жизнь, не пройдет мимо искусства.

Последующие ораторы в своих речах высказывали аналогичные же мысли, при чем было отдано должное тов. Шагалу, организатору школы, положившему много трудов по созданию открытой школы.

<…> темные стороны торжества. Невольно появляется вопрос – для кого, для чего все это?

Ведь пресса широко оповещала о том, что на открытие приглашаются представители рабочих организаций. К большому удивлению и сожалению приходится отметить еще раз печальный факт отсутствия на открытии пролетарского учреждения рабочих. Чем объяснить подобное явление? Недоразумение это, снова ли абсентеизм рабочих или что-нибудь другое, скрывающееся за кулисами, быть может, даже самой школы?

<…>

Товарищи! Поле деятельности для творчества открывается самое широкое. Сумейте только оправдать те надежды, которые на вас возлагаются.

К<онопли>н Н. Открытие 1-й Витебской народной художественной школы // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1919. – № 22. – 30 янв. – С. 3.

Masterskaja_Shagala.jpg

Майстэрня Шагала: Злева направа сядзяць: Л. Хідкель, М. Шагал, М. Кунін, І. Чашнік, Х. Зельдзін, унізе – Л. Зевін. Стаяць: М. Векслер, Л. Цыпярсон. 1919.
Фота з Музею гісторыі Віцебскага народнага мастацкага вучылішча.

У пачатку 1920 года пачала рыхтавацца ўжо 2-я справаздачная выстава Віцебскага народнага мастацкага вучылішча:

«Годовщина Витебского народного художественного училища

и 2-я отчетная выставка

В начале февраля открывается 2-я отчетная выставка Витебского народного художественного училища.

В городском театре состоится празднование годовщины Художественного училища.

В этот вечер состоится художественный митинг, будут поставлены живые художественные картины и спектакль. Будет также поставлена пьеса «Победа над солнцем» в исполнении, декорациях и костюмах исключительно учащихся Художественного училища.

Премирование работ учащихся Художественного училища.

Комиссией в составе уполномоченного и заведующего Художественным училищем тов. Шагала, профессоров-руководителей т.т. Малевича, Пэна, Лисицкого, Якерсона и представителя от общего собрания учащихся Кунина присуждены 17 премий.

К организации губернского музея

По докладу т. Марка Шагала Коллегия отделов изобразительного искусства музейного постановили отпустить серии картин русских художников.

Организация склада художматериалов и учебных пособий

Художественно-промышленным подотделом Наркомпроса утвержден проект открытия В Витебске губернского склада художественных материалов для правильного распределения и снабжения ими художественных учреждений, трудовых школ и художников Витебской губернии».

Художественная жизнь // Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. – 1920. – № 18. – 27 янв. – С. 2.

Пры падрыхтоўцы матэрыяла выкарыстоўваліся наступныя крыніцы:

Изобразительное искусство Витебска, 1918–1923 гг. в местной периодической печати : библиогр. указ. и тексты публикаций / Учреждение культуры "Витеб. обл. краевед. музей" ; сост. В. А. Шишанов. – Минск, 2010. – С. 29–30, 43–44, 49–51, 126–127.

Шагал, М. Моя жизнь : [автобиографический роман] / Марк Шагал ; [пер. с фр. Н. Мавлевич ; послесл. и коммент. Н. Апчинской]. – СПб, 2017. – С. 162.

Пазнаёміцца з першакрыніцамі можна пры наведванні Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі ці пры набыцці электроннага выдання "Станаўленне беларускай дзяржаўнасці : па старонках беларускіх газет 1917–1922 г.", у якім на двух дысках размешчаны электронныя копіі 2 400 нумароў газет (амаль 80 найменняў), якія выдаваліся ў 1917–1922 гг. на тэрыторыі сучаснай Беларусі ці за яе межамі, але мелі дачыненне да Беларусі.

Камплект дыскаў “Станаўленне беларускай дзяржаўнасці: па старонках беларускіх газет 1917–1922 гг.” можна набыць па падпісцы або купіць у кіёску, размешчаным на 1-м паверсе каля галоўнага ўвахода. Рэжым работы кіёска адпавядае рэжыму работы бібліятэкі.

Матэрыял прадастаўлены інфармацыйна-аналітычным аддзелам.

Навіны

Нацыянальная бібліятэка адзначыла Сусветны дзень кнігі і аўтарскага права і Міжнародны дзень інтэлектуальнай уласнасці

24 Кра 2024

23 красавіка ў бібліятэцы адбыўся адукацыйны семінар “Аўтарскае права ва ўмовах лічбавай трансфармацыі”, арганізаваны сумесна з Нацыянальным цэнтрам інтэлектуальнай уласнасці пры ўдзеле юрыдычнага факультэта Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта.

Навіны Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі

Міжнародны семінар “Рэстаўрацыя дакументаў часоў Вялікай Айчыннай вайны”

24 Кра 2024

22 красавіка ў рамках праграмы прафесійнага развіцця “Культурная спадчына як аснова міжкультурнага дыялогу. Стратэгіі захаванасці ў Расіі і Беларусі” ў Нацыянальнай бібліятэцы Беларусі адбыўся семінар “Рэстаўрацыя дакументаў часоў Вялікай Айчыннай вайны”.

Навіны Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі

Непаўторная перадваенная вясна фельчара Сашы Траянавай і студэнта Пятра Шапетовіча

19 Кра 2024

16 красавіка для вучняў 9-10 класаў ДУА “Сярэдняя школа № 53 г. Мінска” прайшоў новы бібліяграфічны ўрок “Непаўторная вясна 1940” з цыкла заняткаў “Пастараемся ж і мы быць годнымі іх Вялікай Перамогі”, што рэалізуюцца Нацыянальнай бібліятэкай Беларусі да 80-годдзя Вялікай Перамогі сумесна з упраўленнямі па адукацыі г. Мінска.

Навіны Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі

Студэнты МЛУ вывучалі рэсурсы і сэрвісы Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі

22 Кра 2024

16 красавіка ў рамках двухбаковага супрацоўніцтва адбыліся трэнінг і прэзентацыя інфармацыйных рэсурсаў і сэрвісаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі для дзвюх зборных груп студэнтаў розных спецыяльнасцей Мінскага дзяржаўнага лінгвістычнага ўніверсітэта.

Навіны Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі

Бібліятэкарам