Форумы     Карта портала  
 
www.nlb.by
НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА БЕЛАРУСИ
Регистрация Вход Помощь
Логин пользователя
Пароль

Забыли пароль?
   
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
ПОИСК
Поиск в ЭК
Помощь [?]
Новости библиотек
2014-12-29  
НОВОСТИ
Как поэтессы воспитывают детей
В музее Максима Богдановича прошел интересный вечер, посвященный матери Максима – Марии Мякоте.

Была она личностью тонкой, поэтической, писала рассказы. Мария Афанасьевна умерла, когда Максим был совсем маленьким, но образ матери вдохновлял его всю жизнь, представлялся идеалом женщины.

Приглашенные на вечер в музей поэтессы делились тем, как совмещали творчество и воспитание детей. Тема сложная. Творческая мама – явление непредсказуемое. Вспомнить фильм Бергмана о гениальной пианистке, чей талант погубил эгоизм дочерей... Или детей Марины Цветаевой, одна дочь которой умерла в детском доме от голода, а обожаемый сын, которого Цветаева нежно называла Мур, обращался с ней крайне непочтительно. Лев Гумилёв был очень обижен на мать, Анну Ахматову.

Поэтический талант – не частная юридическая практика, в наследство не передашь. С другой стороны, поэзия требует предельной концентрации и отрешенности... Маленькие дети – тоже. Мама двоих детей, английская поэтесса Сильвия Плат, покончившая с собой, начинала писать в четыре утра и бросала, как только просыпались дети. Нередко доводится встречать дам, которые сетуют, что вот в молодости творили, а затем, когда стали мамами, пришлось бросить.

Впрочем, есть и те, кому дети не только не мешают, но и вдохновляют.

Беседа в музее получилась настолько интересной, что я включила диктофон... Так что послушайте отрывки из рассказов выступающих.

Раиса Боровикова: Я всегда разделяла семью и творчество. Дети и муж не всегда даже мои новые книги листали. Для них я была прежде всего мамой. Поэтесса Раиса Боровикова существовала в доме только за письменным столом. Дома я готовила, убирала... Правда, не всегда получалось. Например, что-то хорошо испечь. Дочке надо было на праздник в школу приносить домашнюю выпечку, и я делала шарлотку. Мне казалось, это вкусная шарлотка. Пока дочь не сказала: «Мама, ты ее больше не делай». Я ограждала своих детей от литературы. Дочь пошла по научному пути, преподает на кафедре компьютерных систем. Сын – программист. Иногда думаю: вот умру, а дети через неделю весь мой архив куда-то выбросят... Не будут знать, где что лежит. И я... очень рада. Литература – это моя страна, мой остров – для них недостижимый и огражденный. Получилось, как я и хотела: у каждого из детей свой путь, на котором они чего-то добились. Я не мечтала, чтобы они занимались литературой. Это очень трудное и неблагодарное занятие. Что касается продолжения творческой династии, надежды на внуков, у меня их трое. Один увидел мой портрет на обложке книги и так восхитился... Кому-то из них я, наверное, доверю свои архивы.

Татьяна Будович: Странно... Педагоги говорят, мы не хотим, чтобы наши дети были педагогами, альпинисты говорят – не хотим, чтобы были альпинистами... Писатели вот тоже: не хотим, чтобы наши дети были писателями. Но, не изведав горечи, не пройдя через депрессии, не испытаешь наслаждение полетом. И потому, может быть, родители боятся за детей и предпочитают, чтобы те вообще не летали. Но это не им решать, а детям. Мать Максима Богдановича Мария Афанасьевна по образованию была педагогом и в семье использовала систему немецкого педагога Фридриха Фребеля. В доме были изобретенные Фребелем шерстяные разноцветные шары на ниточках и другие умные игрушки, но дети их быстро ломали, и Мария Афанасьевна сама изобретала игры. Конечно, это поспособствовало тому, что Максим стал поэтом. И прятать от детей свою роль в литературе я не буду. Помню, однажды в детстве листала какую-то книжку и увидела портрет своей бабушки. Это была книга о партизанском движении, участницей которого она была. Для меня это стало чудом, увидеть бабушку, готовящую мне обеды, в книге... Это очень важно для ребенка.

Оксана Спрынчан: Я была бы счастлива, если бы дочь стала писателем, поэтом, музыкантом, художником – связала свою жизнь с творчеством. В принципе, в этом мире свобода есть только в творчестве. Я не могу мечтать о том, чтобы ребенок был программистом. И не скрываю от дочки, что я писательница. Наоборот, мне нравится, что с детства она в творческой среде: мама – писатель, отец – музыкант, дед – поэт, прадедушка был поэтом... Однажды дочка даже спросила: «Мама, а что, все люди писатели?» Кем бы Альжбета ни стала, но детство в такой среде поможет ей узнать гармонию мира. Я не любила игрушек, смотрю – и дочка не особенно играет с куклами. Зато мы с ней читаем, играем в рифмы, придумываем слова. А еще бросаемся «кленовыми снежками» – осенью скручиваем их из опавшей листвы, вечерами играем с фонариком: нужно успеть прыгнуть в светлый круг... Когда дочь родилась, первое ее слово было «мама!», второе «тата», третье – «дуда». Для дочки мы с мужем написали «Незвычайную энцыклапедыю беларускiх музычных iнструментаў», и это здорово, когда дети тебя вдохновляют. В прошлом году вышла книга «Таташ Яраш, мамана Аксана и дачэта Альжбэта» – истории про нашу семью. Я люблю семейное творчество. Дочь уже и сама сочиняет, я за ней записываю. Еще помню, когда Альжбету кусали пчелы или еще кто-то, ее могло успокоить только одно: если я начинала читать стихи, причем взрослые, из своей книги... Чтобы ребенок любил книгу, важен пример родителей, которые не смотрят в экран с утра до вечера. Мы даже убрали из дома телевизор.

Ольга Базылева: У меня трое маленьких детей. И нет, мои крылья не сложены в шкафу, и дети их не мнут. Будет ли кто-то из них ими пользоваться сам? Не знаю. Считаю, что дети сами по себе – большое счастье. Чувствую, что, став мамой, начала писать по-другому, как раньше не смогла бы. С другой стороны, конечно, нет возможности писать столько, сколько хотелось бы, уже меньше времени остается на поэзию. Не знаю, станут ли дети поэтами. Уверена, что писать стихи о маме очень трудно – потому что не хочется писать банально.

Людмила Хейдарова: Максим Богданович ни разу не упомянул в стихотворениях свою мать, не пожалел, что утратил ее. Но у него есть строка «Мiж чорных абразкоў прайшоўшага жыцця». Вся его жизнь была окрашена в черный цвет, в каждой девушке он видел утраченную мать. Рождение ребенка повлияло на меня еще до того, как он родился. Я была беременна, и нужно было сдавать экзамен. Но один преподаватель не принял мою контрольную, хотя я была отличницей, сказав, что в моем положении нужно дома сидеть, а не учиться. До родов оставался месяц, пересдавать не получалось. Я расплакалась и ушла. Кончилось тем, что за меня заступился весь курс и преподавателя уволили. От обиды на него я написала стихотворение. То, что женщина стала мамой, не должно расцениваться как какой-то ущерб ее профессиональным качествам.

Людмила Рублевская: И я не понимаю, как дети могут мешать самовыражаться. Мои с рождения попали в определенную среду: отец – поэт, мать – поэтесса. У меня была привычка, когда писала большие произведения, прежде чем записать главу, рассказывать ее детям во время прогулки. Так что мои первые романы сын и дочь прослушали... Теперь так не получается, у детей своя жизнь, чему я тоже очень рада. Потому что никогда не хотела, чтобы за мной носили шлейф – ни мои дети, ни чужие. Каждый должен быть самим собой. Любовь в семье – это эстафета. Если ты ее от кого-то принял – можешь передать дальше. Мои первые стихи записывала мама, когда я стала писать сама – зачитывала ей все, что сочиняла. А мешает в семье не творчество, а чувство собственной исключительности. Если ты считаешь себя гением, которому все обязаны создавать условия, ничего, кроме обиды на всех, не будет, и это отразится на детях. Мы с детьми много создавали вместе, придумывали праздники, делали спектакли с участием их друзей... Сегодня и сын, и дочь – художники. Потому что сами это выбрали. Искусственным образом тащить за собой детей в профессию – только во вред.

Вот такой получился разговор... Но, наверное, в каждой семье есть своя интересная история, как воспитать творческого человека и при этом развить собственный талант. Жду ваших отзывов!

Автор публикации: Людмила Рублевская.

Источник: газета «СБ – Беларусь сегодня»

Читайте также:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Для добавления комментария Вам необходимо выполнить вход в портал
К этой статье нет комментариев
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Сайт Министерства культуры Республики Беларусь Сайт Беларусского Pеспубликанского Союза Молодёжи
Все права защищены
Национальная библиотека Беларуси
2006-2016

webmaster@nlb.by
220114, просп. Независимости, 116,
г. Минск Республика Беларусь
Тел: (+375 17) 266 37 37
Факс: (+375 17) 266 37 06